bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Чему только в духовных школах не научат...

Из предисловия ко второму изданию книги И. Языковой "Со-творение образа. Богословие иконы":
"...Книга И. К. Языковой была написана как учебник для духовных школ и вышла большим тиражом, который уже весь разошелся, ... Второе издание книги напоминает о том, что наш сегодняшний мир ищет выход из тех духовных проблем и тупиков, которые принято обозначать словом «постмодерн»."
Иларион, митрополит Волоколамский, 
доктор философии, председатель ОВЦС
Что ж, посмотрим.
В одном из первых абзацев "учебника" сообщается следующее:
"Образ корабля издавна был символом Церкви. Не случайно и основное пространство храма называется «неф» (франц.), или «наос» (греч.), что означает «корабль»."
Но позвольте, "наос" вовсе не означает "корабль". Наос - греч.ναός - храм, святилище храма (корабль, лодка по-гречески πλοίοv - плИон - именно это слово употребляется в Новом Завете).

Листаем книгу "по-диагонали" и останавливаемся:
"Высокий иконостас – типично русское явление, почти незнакомое другим православным культурам. <......>
Тем не менее историческая ретроспекция показывает, что рост алтарной преграды находится в прямой зависимости от оскудения веры в народе Божьем, ..." (подчеркнуто мной - b_m)
Своеобразная у автора "историческая ретроспекция", неподдающаяся никакому обоснованию. Реальные исторические факты говорят о другом.
Первый известный храм с заранее запроектированным высоким иконостасом - Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (заложен в 1422 г.), построенный попечением прп. Никона Радонежского, ученика и преемника прп. Сергия. Иконография собора - Даниил Черный и прп. Андрей Рублев со своей командой (незадолго до этого в древнем Успенском соборе г. Владимира был поставлен 4-х ярусный иконостас работы этих же мастеров). Это у них оскудела вера? XV - пер. пол. XVI  века - время напряженной духовной жизни и христианской миссии. Тогда повсюду подвизались ученики прп. Сергия Радонежского и ученики его учеников, тогда просияли великие заволжские старцы и их последователи, строилось множество храмов и монастырей, происходило просвещение населения Русского Севера...
Уж извините, но утверждение автора о том, что появление высокого иконостаса связано с оскудением  веры похоже на пасквиль.
Дальше - больше:
"И наоборот, в начале XX века, когда в Церкви наметились первые тенденции духовного пробуждения, появилась тяга к низким иконостасам, лишь символически отделяющим алтарное пространство от всего остального храма, тем самым соединяя мирян и священнослужителей в единый народ Божий."
Теперь  понятно, о чем годами говорит  этот "учебник для духовных школ" - он говорит о "прогрессивной роли обновленчества".  Ну вот и нашли "выход из тех духовных проблем и тупиков, которые принято обозначать словом «постмодерн»" - выход, беспокоивший  митр. Илариона в предисловии.
Непонятно только, почему практически всю книгу составляют фото и описания икон из тех самых иконостасов, которые, по мнению автора, свидетельствуют об оскудении веры и подлежат"сбросу с корабля современности".

Еще несколько немаловажных, на мой взгляд, частностей:
"Купольные базилики стали основой христианской культовой архитектуры как на Западе, так и на Востоке. Только западное христианство развивало базиликальную систему, храмы получили форму вытянутого латинского креста, ... На Востоке же, напротив, базилика стремилась к более спокойным формам греческого равноконечного креста в плане, а развитие идеи купола сообщило храму ощущение космичности. Так родилась крестовокупольная архитектура, пришедшая из Византии на Русь."
Во-первых, "развитие идеи купола" с большим успехом существовало и на Западе.
А во-вторых, вопрос о появлении крестовокупольной системы остаётся спорным. Например,  А.И. Комеч считал, что крестовокупольная система существовала уже в 5 в., сформировавшись на основе крестообразных в плане культовых центрических построек (баптистериев, мартириев).

"Купол соединяется с четвериком при помощи парусов — конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана."
Это какой-то бессмысленный набор слов (неужели автор "слышала звон, да не знает, где он"?).
Чтобы получить общее представление о том, что с чем соединяется и что на что опирается в крестовокупольном храме, достаточно  посмотреть какую-нибудь простейшую хрестоматийную схему (привожу для тех, кто не в курсе):



Ну и где здесь "купол соединяется с четвериком", где "стык кубического тела храма и барабана"?

"Прямая перспектива (античность, Возрождение, реалистическая живопись XIX века) выстраивает все предметы по мере их удаления в пространстве от большого к малому, точка схода всех линий находится на плоскости картины. Существование этой точки значит не что иное, как конечность тварного мира."
А если 2 точки схода или больше, то значит  - цикличность возникновения и уничтожения вселенной? Прямо буддизм какой-то.  Кроме того, точки схода не всегда находятся "на плоскости картины", а только тогда, когда на картине изображается или подразумевается линия горизонта (на которой эти точки и находятся). Во всех других случаях воображаемая линия горизонта и, соответственно, точки (точка) схода  находятся более или менее далеко за плоскостью картины. Забавно также про "реалистическую живопись XIX века", как будто нет, скажем, XX  века, как будто кроме реализма нет другой живописи, где использована перспектива.
-------------
Можно было бы привести еще немало "странных" цитат, но и этого достаточно для характеристики уровня данного "учебника". И ведь учащиеся духовных школ и другие желающие будут его читать, а он уж научит. И научил уже...
-------------
(текст книги - https://fictionbook.ru/author/irina_yazyikova/so_tvorenie_obraza_bogoslovie_ikonyi/read_online.html)
Tags: Церковь, обновленчество
Subscribe

  • «Шерше ля фам»

    На "рабочей" встрече председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) 4 мая 1944…

  • Из эпизодов военного времени

    Протоиерей Троицкой церкви г. Горького А.А. Архангельский - митрополиту Сергию (Страгородскому) Апрель 1942 г. . . Ваше воззвание, Блаженнейший…

  • По поводу извержения из сана протодиакона Андрея Кураева

    Ну и что такого неожиданного произошло? Служил он заштатно в Тропарево особенно не утруждаясь, потом запретили и он не служил - богослужения от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • «Шерше ля фам»

    На "рабочей" встрече председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) 4 мая 1944…

  • Из эпизодов военного времени

    Протоиерей Троицкой церкви г. Горького А.А. Архангельский - митрополиту Сергию (Страгородскому) Апрель 1942 г. . . Ваше воззвание, Блаженнейший…

  • По поводу извержения из сана протодиакона Андрея Кураева

    Ну и что такого неожиданного произошло? Служил он заштатно в Тропарево особенно не утруждаясь, потом запретили и он не служил - богослужения от…