bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Архиепископ Иоанн (Реннето) о тернистом пути от Фанара до РПЦ МП



Архиепископ Иоанн (Реннето)

ПАСТЫРСКОЕ  ПИСЬМО  АРХИЕПИСКОПА  ИОАННА (РЕННЕТО) 
Коммюнике канцелярии архиепископа от 14 сентября 2019 г.
( http://www.exarchat.eu/spip.php?article2400)

Возлюбленные отцы, братья и сестры во Христе,
После решения Священного Синода Константинопольского патриархата от 27 ноября 2018 года об отмене подписанного в 1999 году томоса, который предоставил нашему архиепископу каноническую связь с Вселенским престолом, я постоянно защищал наши общины от » канонического подчинения " (акт от 12 января 2019 года), который полностью удалял архиепископство, созданное митрополитом Евлогием блаженной памяти.
Это решение потрясло наше архиепископство, которое почти 90 лет мирно жило под омофором Константинопольского Патриархата, в котором я сам вырос и был до сегодняшнего дня.
В течение десяти месяцев мы вместе искали будущее для нашего архиепископа, и нам был дан очень четкий мандат на внеочередном Общем собрании 23 февраля, где 93% делегатов решили не распускать наше архиепископство.
Мы неустанно трудились, но после генеральной ассамблеи 7 сентября этого года, которая оставила нас в состоянии безысходности в связи с насилием и разрушительной силой некоторых из нас, я считаю, что мы должны смиренно признать, что мы испортили себе жизнь.
Я еще раз повторил наши уставы. Эти уставы организуют жизнь нашей архиепископии и защищают нас. Но здесь следует сказать, что они не являются основанием для этого.
Наша архиепископия призвана осуществлять и координировать богослужение в соответствии с греко-русским православным обрядом в соответствии со святыми канонами православной церкви и собственными правилами русской традиции, в соответствии с решениями Московского Собора 1917-1918 годов.
Наши уставы организуют и, следовательно, материально делают возможным наше пастырство. Они решают важнейшие и органические проблемы функционирования нашего духовенства, его состава, ресурсов, избрания епископов, его собраний, надзорных органов и его возможного роспуска.
Но они не регулируют пастырство, и, кроме того, напоминают, что существует сакраментальная связь между архиепископом и архиепископией.
Дорогие отцы, возлюбленные братья и сестры, мы не можем дать юридического ответа на пастырский вопрос.
Мы не можем « повернуть", вернее, отвести от себя наши уставы, которые немы по вопросу о том, может ли Генеральная Ассамблея принять решение о канонической привязке. Если только собрание может изменить устав, оно не может решить пастырского вопроса о канонической привязке.
В сестринских церквах такой вопрос решает только епископ. В нашем архиепископстве мы руководствуемся примирением, но я должен напомнить об этом здесь, возложив на вашего архиепископа тяжелую ответственность за принятие окончательного решения. Не тот ли архиепископ, который в наших уставах подтверждает все решения и окончательно решает все споры, появляются ли они в Совете архиепископа или в наших общих собраниях ? Это происходит потому, что архиепископ осуществляет и является гарантом пастырского служения.
Дорогие отцы, братья и сестры, настало время для принятия решения, и теперь у меня есть все необходимое для этого выбора. Я примирительно объясню это перед вами.
Прежде всего о том, что мы есть.
Наше архиепископство не было создано Константинопольским Патриархатом, и я считаю, что это имеет принципиальное значение в нынешней ситуации. Он был создан под эгидой Московского патриархата в 1924 году как  " епархиальный руководящий Союз русских православных объединений в Западной Европе", по указанию митрополита Евлогия блаженной памяти, в соответствии со святыми канонами православной церкви, следуя русской церковной традиции, и в частности в соответствии с решениями Московского Собора 1917-1918 годов.
В 1930 году был издан указ против деятельности митрополита Евлогия, потому что он молился за гонимую Русскую Церковь и потому стал « сомнительным ». Его деятельность с тех пор считалась « крестовым походом против Советского государства ». Таким образом, его обвиняли в том, что он« был поставлен во главе собора и вызвал раскол ». 28 января 1931 года Епархиальный совет подчеркнул политический, а не церковный характер этого указа.
Из-за этого напряжения митрополит Евлогий 17 января 1931 года обратился к Вселенскому патриархату с просьбой поставить свою « митрополичью провинцию » под его омофором. По этому поводу он получил синодальное письмо, предоставляющее ему « временный статус » экзархата русских приходов в Европе. Этот прием в Вселенском патриархате впоследствии стал предметом уставных изменений, которые были одобрены общим собранием Епархиального руководящего Союза русских православных объединений в Западной Европе. Я считаю, что этот прецедент имеет полное значение.
Добавлю, что митрополит Евлогий заявил по этому поводу :
"Вступая на этот путь, очевидно, что мы не расстаемся с матушкой Русской Церковью ...Мы берем на себя обязательство, когда придет время подвергнуть своему свободному суду будущего все наши деяния (...). И мы продолжаем пребывать в молитвенно-любовном общении веры с Московским патриархатом " » отрывок Ириникон, 8, 1931, С.). Именно этот текст позволил мне использовать силу, чтобы противостоять насилию Константинопольского Патриархата и приблизиться к идее, что возвращение в Московский патриархат после откровенного демонтажа Вселенского Патриархата в ноябре 2018, несомненно, станет самым уважительным каноническим путем наших отцов-основателей.
Наша архиепископия так и прожила до 1965 года, когда ее статус был осужден Патриархом Афинагором под предлогом того, что он был « временным ». Архиепископство прошло период канонической латентности с 1965 по 1971 год, а затем его статус был возвращен ему « патриархальным письмом от 22 января 1971 года ».
Архиепископ Блаженный Сергий заставил себя пересмотреть новый Томос. Он, предоставленный Вселенским Патриархатом в 1999 году, больше не упоминал о « временном » характере, что в то время успокаивало клириков и верующих и давало всем, наконец, ощущение канонической стабильности в Вселенском патриархате.
Это резко прекратилось с решением Священного Синода Константинопольского патриархата от 27 ноября 2018 года, отменяющим Томос 1999 года и принятием « акта канонического подчинения » патриархальным митрополиям от 12 января 2019 года.
Эти решения бесповоротно побудили нас искать путь, который положил бы конец опасным странствиям, навязанным Вселенским Патриархатом. И они заставили нас взять в свои руки наше будущее и возложить на меня, как прежде на митрополита Евлогия, тяжкую ответственность за руководство вами.
Дорогие отцы, по возвращении из Константинополя в ноябре я посоветовался с вами и 15 декабря 2018 года вы выразили желание оставаться едиными в невзгодах, которые только что снова постигли нашу архиепископию.
23 февраля я созвал с Советом архиепископа чрезвычайное общее собрание, посвященное роспуску нашего руководящего Союза в случае, если мы решим осуществить « акт канонического подчинения » от 12 января 2019 года. Это собрание подавляющим большинством в 93% отказалось от этого роспуска, и вы, дорогие отцы, особенно просили меня тогда искать каноническое решение, поскольку мы нарушили его, отказавшись от требования Святейшего Синода.
С Советом архиепископа, и ценой значительных финансовых жертв, мы встретились с Русской Церковью за границей, которая не ответила на наше ожидание автономии. Она исключила всякую возможность канонической связи с ней.
Мы вступили в диалог с митрополитом Иосифом и румынской церковью, которая тоже не ответила положительно на нашу просьбу. Я хотел бы подчеркнуть это, поскольку на нашем последнем собрании было высказано мнение о том, что Румынская Церковь всегда будет решением для нашего архиепископства в целом. Это неточно. Митрополит Иосиф совершенно ясно дал нам понять, что у него не будет возможности канонически разместить наше архиепископство, а только те церкви и приходы, которые пожелают этого, изолированно покидают, чтобы они, во-вторых, могли, когда это необходимо, объединиться в определенные очертания. Это означает смерть нашего архиепископства. Однако мы получили четкий мандат сохранить его. До кануна нашего последнего общего собрания я оставался в этом диалоге с митрополитом Иосифом. Но нет способа сохранить наше архиепископство в церкви Румынии. Этот путь нам навсегда закрыт.
Что касается Вселенского Патриархата, то делегация Совета архиепископа дважды перебиралась в Константинопольский Патриархат, пытаясь добиться пересмотра нашего положения. Этой делегации было сказано, что мы с Патриархом должны обсудить этот вопрос, чтобы попытаться найти решение. Так, 17 августа я встретился с Патриархом Варфоломеем. Но последний не намекнул мне на какие-либо другие решения, кроме решения, принятого 12 января 2019 года, а именно демонтаж, и это было подтверждено еще раз, незадолго до нашей последней Генеральной Ассамблеи. Опять же, наш мандат - сохранить архиепископство.
Наконец, после первого контакта с Московским патриархатом, который проявил внимательность к ситуации, совместная комиссия работала над проектом присоединения к Московскому Патриархату, устанавливающим особый статус автономии, гарантирующий нашу специфику, наш образ работы и обеспечение будущего, в том числе возможность быстрого избрания новых вспомогательных епископов.  "Проект заявления о присоединении", разработанный совместно с Московским патриархатом, который был представлен перед внеочередным общим собранием 7 сентября 2019 года, позволяет сохранить наше архиепископство, гарантируя и даже расширяя его автономию.
Это единственный проект, который позволяет нам сохранить то, что мы есть.
Возлюбленные отцы, братья и сестры, мы исследовали все пути, и я должен напомнить вам, что мы не находимся в особенно благожелательном контексте, где у нас было бы свободное время для размышлений, поскольку попытки дестабилизации, такие как указы в прошлом, усилились против нас, с отправкой канонического отпуска для меня, о котором я никогда не просил, и назначением locum tenens, которого никто не просил, в совершенно нерегулярных условиях. Именно по этой причине отец Ашков, сделавший предложение о переделке наших уставов, которое я вижу как необходимость в будущем, сам считал, что времени на эту переделку нам - пока - не дано.
Учитывая такое давление и напряженность, я созвал внеочередную Генеральную Ассамблею 7 сентября этого года. Я не « играл » срочность. Была и есть срочность.
Я созвал эту внеочередную Генеральную Ассамблею в продолжение той, которая состоялась 23 февраля этого года, потому что после ее завершения мы начали обсуждение нашего будущего, и я обещал вам продолжить ее.
Правда, после голосования, которое я не буду здесь повторять, что оно не может иметь уставного значения, поскольку решение об изменении канонического обличения относится к пасторальному, не хватило пятнадцати голосов, чтобы большинство в две трети голосов присоединилось к предлагаемому решению. Но надо сказать, что среди тех, кто в прошлую субботу яростно выступал против проекта присоединения, были священнослужители, которые просили меня, а иногда даже получали канонический отпуск и поэтому не имели никаких оснований ни быть там, ни голосовать.
Даже в этих условиях более 58% проголосовавших делегатов обратились к своему архиепископу с просьбой покинуть Вселенский патриархат и присоединиться к Московскому Патриархату. Кроме того, среди 41%, проголосовавших против этого проекта присоединения, мы должны честно задать себе вопрос о том, сколько действительно хотели бы остаться в составе Вселенского Патриархата. Кто из них позволил себе отвлечься от желаемого выхода, которого не было ?
С этого собрания я каждый день обращаюсь к нашим клирикам, пастырям и верующим, чтобы уладить этот пастырский вопрос. Теперь моя обязанность решать, потому что мои пасторы в подавляющем большинстве просят меня не только покинуть Константинопольский патриархат, но и вступить в Московский Патриархат на условиях, о которых мы договаривались.
Не можем ли мы продолжать поминовение патриарха, с которым не позднее 7 сентября каноническая связь была разорвана большинством нашего архиепископства ? Эта ситуация просто несостоятельна, и я обещал вам, что мы не будем предпринимать никаких попыток к церковной автономии, поскольку она не каноническа. В отличие от 1965 года, мы не можем продолжать, поскольку каноническая связь с Вселенским Патриархатом нарушена, так как голоса наших членов, членов наших общин, которым я должен уделять все свое внимание, говорят мне, что мы должны искать другую каноническую связь, которая была назначена. Те, кто говорит нам, что мы можем оставаться такими, какие мы есть, сознательно игнорируют этот голос, который является голосом примиренности.
Мой долг - найти путь к миру, и наше собрание обязывает меня.
Кроме того, в отсутствие на сегодняшний день епископского комитета, но после консультаций с деканами и очень многими священниками, как бывший председатель нашего архиепископства, я решил в этот день поставить себя и нашу архиепископию под каноническим предлогом, предложенным Московским Патриархатом, чтобы удовлетворить потребности ее общин.
В это воскресенье я буду поминать Святейшего Патриарха Московского Кирилла и приглашаю всех священнослужителей продолжать поминовение.
Я знаю и понимаю исторические нежелания некоторых. Я имею в виду, в частности, многих наших дорогих отцов, братьев и сестер в Соединенном Королевстве. Раны глубокие. Они также существуют среди наших общин на юге Франции из-за юридических споров, над которыми я работал с самого начала, чтобы положить этому конец. Тем не менее пришло время не забыться, а двигаться вперед.
Я обещал вам не сдаваться. Я выполняю свое обещание и смиренно прошу вас нести меня в ваших молитвах и прошу прощения у тех, кто пострадает от этого решения, которое я принимаю душой и совестью как гарант пастырского служения.
† Иоанн, архиепископ,
глава епархиального директорского Союза русских православных объединений в Западной Европе
Париж, 14 сентября 2019 года
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) направил Патриарху и Московскому и всея Руси Кириллу письмо, в котором попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.
14 сентября 2019 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли  решение, обсудив его посредством удаленных способов связи:
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об обращении архиепископа Иоанна (Реннето), возглавляющего Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции, с просьбой о присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.
(далее следует историческая справка)
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Возблагодарить Господа за выраженное Преосвященным архиепископом Иоанном (Реннето) стремление архиерея, большинства клира и мирян Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции к восстановлению единства с Русской Православной Церковью, признавая в этом достойное и правомерное завершение преодоления церковных разделений за рубежом, порожденных революцией и гражданской войной.
2. Принять Преосвященного архиепископа Иоанна (Реннето) в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление.
3. Поручить архиепископу Дубнинскому Иоанну управление упомянутыми приходами.
4. По получении обращения от собрания представителей приходов иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе.
14 сентября 2019 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с архиепископом Дубнинским Иоанном (Реннето).
Святейший Патриарх сообщил архиепископу Иоанну о рассмотрении Священным Синодом его обращения с просьбой о присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходамии, а также о принятом Синодом решении.
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил радость в связи с произошедшим историческим событием, поздравил архиепископа Иоанна и поблагодарил его за мудрое руководство паствой.
Tags: Церковь, духовенство, события
Subscribe

  • Необычный экзаменатор

    Из записок епископа Никодима (Казанцева) "О Филарете, митрополите Московском, моя память" Почти каждый год Филарет приезжал в Лавру в…

  • Как два великих Филарета были изгнаны из Синода

    "В начале 1842 года одним монахом донесено было Митрополитам: Санкт-Петербургскому Серафиму, Московскому Филарету и Киевскому - Филарету же,…

  • И был глубокий эконом...

    В дополнение ко всем своим многим достоинствам, святитель Филарет (Дроздов) был ещё и очень практичным трезвомыслящим человеком, умел воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Необычный экзаменатор

    Из записок епископа Никодима (Казанцева) "О Филарете, митрополите Московском, моя память" Почти каждый год Филарет приезжал в Лавру в…

  • Как два великих Филарета были изгнаны из Синода

    "В начале 1842 года одним монахом донесено было Митрополитам: Санкт-Петербургскому Серафиму, Московскому Филарету и Киевскому - Филарету же,…

  • И был глубокий эконом...

    В дополнение ко всем своим многим достоинствам, святитель Филарет (Дроздов) был ещё и очень практичным трезвомыслящим человеком, умел воспользоваться…