bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Когда написано одно, а нарисовано другое

Кто это на знамени - такой благообразный, с короной на голове, с окладистой бородой и пышными кудрями, какой царь-король-князь? И чьё это знамя?



Узнали, догадались? Правильно, ведь это же типичный...

типичный...  монгол, скорей всего сам Чингиз-хан. Под эти знаменем монгольское войско шло воевать Европу.
Вот оно, в левом верхнем углу средневековой миниатюры, изображающей битву при Легнице 1241 года:



Битва при Легни́це — одно из ключевых сражений западного похода монголов 1240—1242 годов, сражение 9 апреля 1241 года близ силезского города Легница между монгольской армией под командованием Байдара и объединённым войском поляков, тамплиеров и тевтонцев князя Генриха Благочестивого. Войско Генриха было разбито монголами, а сам он пал в битве. Его голову монголы насадили на копьё и принесли к воротам Легницы. (Википедия) Это изображено на следующих миниатюрах цикла:


.

.

.
Как видим, знамя с главным монголом, совершенно не похожим на "лицо монгольской национальности", фигурирует на всех трех миниатюрах - значимая повторяющаяся деталь.
Но, может быть, западные художники чего-то недопоняли, не успел хорошенько рассмотреть монголов - ведь эта вражья сила туда набежала и вскоре убежала. А у нас-то набеги были неоднократно, иго было, с Ордой было регулярное сообщение, словом, была полная возможность этих монголов рассмотреть. И что же? - та же самая картина, только не на знамени, а как бы в натуре:
.

Осада Козельска 1238 года. Миниатюра летописного лицевого свода XVI в. Вверху слева огромный (значит - великий)  монгольский царь в короне с благообразной бородой и пышными кудрями направляет свое войско.
.

Нашествие Батыя на Суздаль 1238 года. Миниатюра из жития прп. Ефросинии Суздальской.
Батый в короне и лицо  его опять-таки без всякого намека на монголоидность.
.

Куликовская битва, 1380 год. Миниатюра из жития прп. Сергия Радонежского.  Убегающий от Дмитрия Донского всадник в короне и все с теми же кудрями и бородой, видимо, Булак-хан  (Мамай был при хане беклярбеком - управляющим).
------------------------------------------------
В летописях не упоминаются монголы, а есть только татары. Описания их внешности там отсутствуют.
Монголы есть у Плано Карпини (посланника папы Иннокентия IV), посетившего в 1246 году Сарай, где встречался с Батыем, затем — кочевую ставку Гуюка, только что избранного великим ханом. Карпини написал "Историю Монгалов, именуемых нами Татарами" .
Вот его описание монгольских лиц вообще: "Внешний вид лиц отличается от всех других людей. Именно между глазами и между щеками они шире, чем у других людей, щеки же очень выдаются от скул; нос у них плоский и небольшой; глаза маленькие, и ресницы приподняты до бровей. Борода у всех почти вырастает очень маленькая, все же у некоторых на верхней губе и на бороде есть небольшие волоса, которых они отнюдь не стригут. На маковке головы они имеют гуменце наподобие клириков, и все вообще бреют [голову] на три пальца ширины от одного уха до другого; .... остальным же волосам дают расти, как женщины. Из этих волос они составляют две косы и завязывают каждую за ухом."  - Никакого сходства с людьми на миниатюрах.
Примечательно, что внешность Батыя и Гуюка он не описывает, а они ведь цель его поездки.
Гильом де Рубрук, францисканец,  совершивший в 1253—1255 годах по поручению Людовика IX путешествие к татарам и монголам (которых он называет моалами), в книге «Путешествие в восточные страны» описывает Батыя кратко: "Итак, Бату внимательно осмотрел нас, а мы его; и по росту, показалось мне, он похож на господина Жана де Бомон, да почиет в мире его душа. Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами." - и всё, и только-то.
Описание Мангу-хана  (Мангу монгольский хан, - в русск. летописях Менгу-хан - внук Чингис-хана) у Рубрука тоже  очень общее: "Сам хан сидел на ложе, одетый в пятнистую и очень блестящую кожу, похожую на кожу тюленя. Это был человек курносый, среднего роста, в возрасте сорока пяти лет." По этим словам невозможно представить, как выглядел Мангу
-----------------------------------------------
Итак, слова самовидцев говорят о татарах-монголах-моалах, а на изображениях мы видим совсем другие - отнюдь не монгольские - лица. Что заслуживает большего доверия?
На мой взгяд - миниатюры, тем более, что художники были разные и даже из разных стран, а изображали монгольских ханов практически одинаково.
Относились ли  Чингиз-хан, Джучи, Батый и другие их прямые потомки - летописные ордынские цари - к тем самым  монголам, которые сейчас обитают в монгольских степях? - или общее между ними только название?
Ну, например, как между древними римлянами и современными итальянцами, живущими в Риме.
Tags: история, необычайности
Subscribe

  • Из первого Западного описания Руси

    Бургундский рыцарь Гильбер де Ланноа (1386-1462) зимой 1413 года, из-за того, что не состоялся поход ливонских рыцарей на литовцев, решил…

  • О происхождении малороссийского племени

    Под давлением трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с…

  • Как это делалось

    В 1918-19 годах, когда еще не было повсеместного закрытия храмов, проходила менее известная кампания — по закрытию домовых храмов при учебных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Из первого Западного описания Руси

    Бургундский рыцарь Гильбер де Ланноа (1386-1462) зимой 1413 года, из-за того, что не состоялся поход ливонских рыцарей на литовцев, решил…

  • О происхождении малороссийского племени

    Под давлением трёх неблагоприятных условий, юридического и экономического принижения низших классов, княжеских усобиц и половецких нападений, с…

  • Как это делалось

    В 1918-19 годах, когда еще не было повсеместного закрытия храмов, проходила менее известная кампания — по закрытию домовых храмов при учебных…