bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Катехизис. Заметки на полях.

Эприграф: Катехизис - "Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований." (митр. Иларион (Алфеев) http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/chto-takoe-katehizis/
На самом деле при чтении выложенной в сети редакции нового Катехизиса возникает ряд недоумений.
Например, § 7. Совершенство творения. (Часть 1, глава 2.)
Параграф начинается описанием и цитатами о совершенстве и красоте Божиего творения, а заканчивается следующей фразой:
"Если бы тварный мир со всеми его обитателями был с самого начала совершенным, не было бы необходимости в нравственном совершенствовании, заповеданном Богом человеку." (Стр. 67)
То есть, по новому Катехизису выходит, что мир с самого начала создан не совершенным и Писание обманывает, когда говорит : "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма." (Быт.1:31), а значит Адам в сущности не виноват, зло вошло в мир не из-за его грехопадения, ну и  далее всё, что из этого следует...
Мне не по силам определить, что в этой заключительной фразе - небрежность, ересь или проявление полного атеизма, - просто выражаю большое НЕДОУМЕНИЕ.
Ещё одно недоумение вызывает фраза из § 8 Зло не сотворено Богом (Часть 1, глава 2.)
"Природа осуждена за грех человека не навсегда: в конце времен наступит ее обновление, после которого благой миропорядок будет восстановлен и зло будет прекращено." (стр. 68)
Это, очевидно, какое-то новое учение о природе?  Мы-то считали, что в конце времен будет совсем другое:  "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят." (2Петр.3:10). Земля сгорит вместе с природой, проклятой за грех человека. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали" (Откр.21:1). Земля будет другая, и какая будет там природа - одному Богу ведомо, известно только про реку воды живой и древо жизни, 12 раз приносящее плоды, и  листья - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого (Откр.22:3).
Текстов, вызывающих неоднозначные толкования, тоже достаточно.
Например, разные определения зла в том же § 8.
На странице 67 читаем: "Злом называются самые разные вещи: и трудные обстоятельства жизни, и природные катаклизмы, и социальные потрясения, и болезни, и дурные поступки и многое другое. В христианском понимании злом в собственном смысле слова может быть названо только нарушение нравственного закона вследствие греха."
На странице 68 уже несколько иное: "В самом общем смысле злом может быть названо все то, что противоречит богоустановленному порядку в мире." О каком мире здесь речь - о первозданном мире Шестоднева или о  мире после грехопадения, или о мире после потопа, или о мире после воскресения Христова - не сказано, толковать можно кому как угодно.
Tags: Церковь, катехизис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments