bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

О причащении в алтаре

"Правом причащаться в алтаре обладают только епископы, пресвитеры и диаконы, исключение делается для православных монархов, как помазанных на царство"  (проект Катехизиса, стр. 241).
Поскольку далее идет ссылка на канонические правила Соборов, приведем здесь эти правила:
Лаодикийский собор. Правило 19. [...]  И единым токмо освященным позволено входить в олтарь, и тамо приобщатися. Правило 44. Не подобает жене в алтарь входити.
VI Вселенский собор. Правило 69. Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу
Вряд ли отцы VI Всел. собора могли предположить, что когда-нибудь власть и достоинство царское почти на целый век перейдет к женщинам. К тому же в этом правиле речь идет только о "принесении даров Творцу", а вовсе не о приобщении Св. Тайн.
На Руси о таинстве миропомазания на царство упоминается впервые при коронации Феодора Иоанновича, а   причащаться в алтаре русские цари начали с Алексея Михаиловича -  Михаил Романов принимал миропомазание и причащался чином для мирян на солее у  Царских врат.  Супруги этих государей не короновались.
Екатерина I - первая коронованная супруга царствующего императора (не считая Марины Мнишек). При ее коронации в 1721 году Петр I  сам возложил на нее корону и мантию. Миропомазание было  на челе, груди и обеих руках. Причащалась она на солее против Царских врат по чину, обычному для мирян.
Надо заметить, что в параграфе "Таинство Миропомазания" - стр. 195-197 проекта нового Катехизиса - говорится о миропомазании только как о неотъемлемой части крещения, и никаких других случаев миропомазания там не оговорено.
Можно предполагать, что раз уж в вопросе о причащении "исключение делается для православных монархов, как помазанных на царство", то  это  миропомазание (второе, совершаемое по такому же чину, как и первое) должно сообщать человеку - и мужчине, и женщине - некие особые сакральные свойства, равные или даже превосходящие священство. Собственно, некоторые так и считают, что "царство выше священства".
По этой логике женщина, будучи вторично миропомазана - при венчании на царство -  освобождается от всего того, что ранее не позволяло ей даже входить в алтарь (примечательно, что о женских особенностях  в проекте Катехизиса не упоминается),  и обретает новые необычайные свойства, позволяющие ей приобщаться Святых Тайн в алтаре наравне со священнослужителями
Но историческая практика этого не подтверждает - все императрицы, царствовавшие в России в ХVIII веке, несмотря на помазание, сохраняли все свои природные женские свойства и, более того, отнюдь не отличались особыми добродетелями. Однако, три из них приобщались в алтаре по священническому чину.
Начало этому каноническому "беспределу" положил Феофан Прокопович.
Ко времени смерти Петра II назрели два обстоятельства: 1. Согласно Духовному регламенту 1721 года  император являлся "Главой Церкви" (Феофан Прокопович в регламенте продвигал "цезарепапизм", что отвечало воззрениям Петра I). 2. Мужская линия рода Романовых пресеклась и в жесткой политической борьбе, связанной с престолонаследием, единственной компромиссной фигурой оказалась Анна Иоанновна.
Нужно было  совместить несовместимое - обосновать, что женщина может быть "Главой Церкви" и управлять архиереями.
Вероятно, Прокопович с Анной Иоанновной и ее приближенными-протестантами считали Священство, Евхаристию, Миропомазание  простыми обрядами, а вовсе не Таинствами Церкви, отсюда и чин коронации императрицы, для обоснования которого Прокопович "притянул за уши"  правило 69 VI Вселенского собора.
Кульминационный момент коронации Анны Иоанновны, состоявшейся 28 апреля 1730 года, проходил так:  "Императрица стала на своем обычном царском месте у южных дверей собора, и началась литургия. После причащения священнослужителей, из открытых царских дверей вышел архимандрит Троице-Сергиева монастыря с двумя протодиаконами возвестить государыне время царского миропомазания. У царских дверей государыня отдала регалии и Феофан помазал ее "на челе, на очах, на ноздрях, на устах, на ушесех, на раменах, на персех, и по обою сторону на руках", произнося "Печать дара Святаго Духа". Другой архиерей отер помазанные места чистою хлопчатою бумагою. В это время снова произведены были звон, и пальба из пушек и ружей.
После этого императрица "архиерейскою рукою"  введена была внутрь алтаря и, стоя пред святою трапезою на златом ковре, приняла от первого  архиерея Святых Тайн по священническому чину, то есть особо Тела и особо Крови Христовой, и потом другой архиерей подал ей антидор и вино, а Троице-Сергиевого монастыря архимандрит "ея величеству уст и рук омовению послужил". (П. Воздвиженский. Священное коронование и венчание на царство русских государей. С.-Пб., 1896 г.)
Коронация Елизаветы Петровны состоялась в апреле 1742 года  и проходила по тому же чину, что и у Анны Иоанновны с одним отличием - она неожиданно взяла из рук митрополита Новгородского Амвросия (Юшкевича) корону и сама возложила ее себе на голову в отмену древнего церемониала. Ну и еще -  после приобщения Святых Тайн  в алтаре по священническому чину "уст и рук омовению послужил" уже не архимандрит, а Суздальский архиерей.
Екатерина II на коронации 22 сентября 1762 года повторила новшество Елизаветы Петровны и сама возложила на себя корону (с тех пор это стало традицией всех последующих государей).  Первенствующим архиереем, который совершал миропомазание и в алтаре подавал ей в руки Тело Христово и потир с Кровью,  был  Новгородский архиепископ Димитрий (Сеченов).  Из всех императриц  Екатерина II наиболее активно исполняла свою роль "Главы Церкви", что принесло Церкви немало вреда, как известно,
Впоследствии, когда "мужская власть" в России восстановилась, при короновании государей с супругами для  императриц  был взят порядок коронации Екатерины I  - первым короновался император, затем он возлагал малую корону на голову супруги. После миропомазания император приобщался Святых Тайн в алтаре - отдельно Тела и Крови, а его  супруга-императрица  -  на солее по чину для мирян.

Возвращаясь к проекту Катехизиса и словам про исключительность "православных монархов, как помазанных на царство", необходимо подчеркнуть, что от признания сакральности  женской монаршей власти в одном ряду с мужской всего один шаг до обоснования "женского священства" - шаг, который сделали англикане в наши дни: Англиканская церковь в ноябре 2014 разрешила женщинам занимать пост епископа.
Tags: Церковь, история, катехизис
Subscribe

  • Малоизвестная знаменитость 2

    Вот и снова осень пришла... Как вы думаете, кто автор этих осенних картин ? . . . . . . . . . ----------------------- Это…

  • Малоизвестная знаменитость

    Как вы думаете, кто автор этих картин: . . . . . . . ------------------------------------------------ Если вы еще не узнали, то скоро…

  • Обманутая надежда

    Портрет матери художника. Кто художник - можно догадаться без помощи гугла, не только по манере исполнения, но и по фамильному сходству: . . Да,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments