bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Страдания юного Н.А. Мотовилова

В 1826 году 17- летний Н.А. Мотовилов окончил Казанский университет со званием действительного студента (низшее звание, дававшее право только на чин 14-го класса - коллежский регистратор).  Не получив никакой государственной должности, он поселися в своем симбирском поместье и после смерти матери стал  осваивать хозяйство -  занимался конным заводом, участвовал в торгах, расширяя свои владения, вел бесконечные тяжбы с соседями.
В сожительницы себе молодой барин взял дворовую девушку, которая родила от него двоих детей  - об этом факте сообщается в кн."Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель" (изд. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря, 1999 г.).
В 1830 году Мотовилов влюбился в соседку по имению Катеньку Языкову (усадьба Языково находилось в 65 верстах от Симбирска, в Корсунском уезде), младшую сестру поэта  Н.М. Языкова, и задумал на ней жениться, но его ухаживания были отклонены ввиду юности девицы: ей тогда едва исполнилось 13 лет.
Впоследствии преподобный Серафим, узнав об амурных делах Мотовилова, очень корил его и за вовлечение дворовой девушки в блудное сожительство, и за притязания в этой ситуации на руку другой барышни.
.

Екатерина Языкова, 1830-е г.г., акварель Карла Гампельна.
.
Мотовилов так  расстроился из-за неудачи его матримониального плана, что даже заболел.
Заболевал он всякий раз, когда его желания не исполнялись и не получалось так, как он хотел. Недуг был таким тяжким, что слугам временами приходилось  носить барина на руках: "четверо держали тело, а пятый голову".
К преподобному Серафиму Саровскому  Мотовилов приехал в сентябре 1831 года.
В «Докладной записке Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому»  от 1861 года (помещена в книге "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима", изд. «Отчий дом», М., 2005)  Мотовилов рассказывал:
"В 5-й день сентября 1831 года великий старец Серафим исцелил меня от трехлетних тяжких болезней, на которые в последствии времени мне необходимо было взять свидетельство от инспектора Симбирской врачебной управы Либгольда – буду говорить сколько смогу короче, – которое представляемо было Его Императорскому Величеству, когда он изволил быть Наследником Престола, и я представлял ему всеподданнейшую записку о делах моих с татарами, по коей он, видя правоту мою и обиды, делаемые мне татарами, надписал Своею Августейшею рукою: «Помогчи Мотовилову», кое хранится и доселе у меня..."
В Сарове Мотовилов прожил тогда около 4-х месяцев.
"...В 1831 г. вызван я был официально по воле попечителя Казанского университета в звание почетного смотрителя Корсунского уездного училища..." (но получил он эту должность только в 1845 году).
Исцелившись у прп. Серафима, Мотовилов поехал в Казань, побывал в своих имениях Лукояновском и Симбирском. Главное - весной 1832 года, несмотря на неодобрение батюшки Серафима, он съездил свататься к Екатерине Языковой:
"... И когда там отказано было мне в руке Ек<атерины> Мих<айловны> Языковой и генерал Мондрыка в доме тетки ее Прасковьи Александровны Берг сказал при мне, что она уже помолвлена, то со мною сделался удар и я лишился рук и ног, и болезнь моя прежняя обновилась в сильнейшем градусе.
Вот тогда-то я услышал об открытии мощей святителя и угодника Божиего Митрофана, велел везти себя прямо в Воронеж – слышал, что там и архиерей Антоний столько же святой жизни, как батюшко отец Серафим, – но велел все-таки, хоть это и не по прямой дороге было, завезти себя к великому старцу Серафиму в Саровскую пустынь."
Вторая встреча Мотовилова с прп. Серафимом состоялась 3-4 сентября 1832 года:
"...Когда же привезли меня к великому старцу Серафиму в Саровскую пустынь и принесли в его монастырскую келлию.... И когда, расспросив меня подробно и о причинах, влекущих туда, узнал, что я:
1-е. Желаю там исцелиться молитвами святителя Митрофана.
2-е. Узнать, что такое суть мощи святые.
3-е. Познакомиться с высокопреосвященным Антонием, как подобным ему <старцу Серафиму> угодником Божиим.
4-е. Видеть там Государя Императора и просить его о помещении меня на службу государственную, пожаловавшись ему о несправедливом мне отказе в месте почетного смотрителя Корсунского уездного училища.
И 5-е. Просить Его Императорское Величество о защите меня по тяжебным делам – как от татар, так и <от> помещика Осоргина и о прочих, о чем ныне в июне месяце в 22 пунктах я должен был в рукоприкладстве Межевой канцелярии сего 1861 года подробно пояснить,..."
Мотовилов не задержался у прп. Серафима, уехал из Сарова и 19 сентября 1832 года  был уже в Воронеже. Там он пробыл до 4 или 5 января 1833 года и познакомился с владыкой Антонием (Смирницким):
"...после исцеления, дарованного мне молитвами преосвященного Антония, епископа, а потом архиепископа Воронежского и Задонского, в ночь на Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, я, сверх того, удостоился милостивого вспоможения Господнего написать полную службу святителю и угоднику Божиему Митрофану, то высокопреосвященный обещал послать ее, набело переписанную, Его Императорскому
Величеству в Бозе почившему Государю Императору Николаю Павловичу ко дню его тезоименитства 6 декабря 1832 года...".
Но Мотовилова ждало разочарование:
".... Высокопреосвященный не только не послал, как обещал, своевременно к 6 декабря 1832 года службы святителю Митрофану Государю Императору, но и потом стал медлить, говоря, что, когда я кончу подробное жизнеописание святителя Митрофана, тогда все вместе и пошлется к Государю."
Вспомнил тут Мотовилов о  батюшке Серафиме и пожалел, что уехал от него:
" ... дух хулы на высокопреосвященного Антония напал на меня, и дух злобы стал возбуждать во мне помыслы: «Зачем он коварствует и будто бы обманывает меня, не посылая службы, в честь святителя Митрофана сочиненной мною, к Государю Императору?» И стал дух этот ожесточать сердце мое, что владыка чрез то лишает меня и временного и вечного. Горе неизъяснимое овладело мною тогда, и тут-то уже стал я каяться и о том, зачем я поехал в Воронеж? Зачем, будучи у батюшки отца Серафима в Сарове и когда он хотел исцелить меня — да и о прочих нуждах моих попечись о всех, — не остался у него, ..."
Но мысли о цели христианской жизни его почему-то не посетили:
"...я стал каждый день докучать высокопреосвященному Антонию, что если уже он не хочет посылать сочиненной мною в честь святителя Митрофана службы на высочайшее благоусмотрение Его Императорскому Величеству, то и я не хочу более оставаться в Воронеже и доканчивать начатые с такою сладкою и теплейшею к Богу любовию и усердием работы мои для Церкви Святой."
В это время до Воронежа дошел слух о смерти преподобного Серафима (+ 1 января 1833 г.). По дороге домой  Мотовилов заехал в Саров, но на похороны не успел - они состоялись 9 января, за несколько дней до его приезда.
Больше всего, кажется, он был озабочен навязчивыми мыслями о Екатерине Языковой:
"...По обратном приезде моем чрез Саровскую пустынь из Воронежа в город Симбирск в 1833 году я в видах приобретения себе руки Ек<атерины> Мих<айловны> Языковой — родной сестры известного поэта Языкова, — страстно любившейся тогда мною, что продолжалось более семи лет — с 1830 года, я поселился на всю зиму и весну в этом родовом городе моем."
В мае 1833 г. на ярмарке в г. Корсун (Карсун) Симбирской губернии Мотовилов был арестован и пробыл под арестом 3 месяца. В «Докладной записке...» Н.А. Мотовилов писал об обстоятельствах его ареста  по распоряжению исправляющего должность симбирского гражданского губернатора А.М. Загряжского, который, увещевая Мотовилова раскрыть мнимое тайное общество заговорщиков, обещал ему в обмен, в числе всего прочего, содействовать тому, «чтобы государыня императрица Александра Фёдоровна сама не только высватала за меня Екатерину Михайловну Языкову — страстно любимую тогда мною, — бывшую потом за Алексеем Степановичем Хомяковым, но и то, чтобы сама же Государыня соблаговолила быть нашею посаженою материю».
Осенью 1834 года Мотовилов снова был в Воронеже, оттуда он приехал в Курск, чтобы собрать сведения о прп. Серафиме у его родных и купить 2000 яблонь для Дивеевской общины. Но ничего этого он не сделал:
"... Скажу только, что в Курске, в гостинице Полторацкого, где я около недели простоял, стали явно на
падать на меня бесы и видимым образом терзать внутренность мою и все тело и в насмешку надо мною и тем, что я сочинитель службы святителю Митрофану и что высокопреосвященный (Антоний) и до тех даже пор все-таки не представил ее Государю Императору, ...".
Он собирался вернуться в Воронеж, но мучился сомнениями:
"... Я очутился в такой и кроме того уже явной борьбе прямо уже не со страстьми моими, но и с бесами — отдельно, что они стали вслух разговаривать со мною: «Куда ты едешь теперь и зачем едешь в Воронеж? Поезжай в Симбирск, там ждет тебя Катинька Языкова, а тут чего ты дождешься от Антония. Он и службы Государю не представил, и другого не получишь ничего, да и остальное все растеряешь. Поезжай лучше в Симбирск»".
Всё решил непосредственно свт. Митрофан Воронежский:
"...Святитель Митрофан чрез высокопреосвященного Антония тогда же приказал мне немедленно из Воронежа ехать сюда в Задонск, обещавши мне от святителя Тихона облегчение, каковое тогда по пробытии здесь с неделю времени и по причащении Пречистых Животворящих Тайн Господних я и получил. С радостию возвратившись в Воронеж, к еще большей радости моей получил письмо из Симбирска от одной дамы уведомлявшей меня, что Языкова Ек<атерина> Мих<айловна> в Симбирске и удивляется, что я медлю в Воронеже, почему не спешу к ней, и обещала, что наше взаимное счастие с Языковой могло быть устроено в
эту зиму с 1834 на 1835 год."
Владыка Антоний не благословил намерение Мотовилова, но тот стал усиленно просить:
"...Так пустите же меня в Симбирск. Женившись на Языковой, я все дела мои, здесь у вас начатые мною для святителя Митрофана, покончу и, сколько Бог поможет, буду служить и Царице Небесной...".
".... без получения Языковой в жены я и погибнуть могу весьма легко — так тяжко мне расставанье с нею...".
"...Только что же будет с Языковой?» — вспросил я его.
Высокопреосвященный скоро и быстро взглянул на меня, сказал второпях: «Ну что же, а Языкова выйдет замуж, а вы в монахи идите».
«Нет, — отвечал я, — не пойду, если она выйдет замуж, я умру и погибну, но в монахи все-таки не пойду», — и, зарыдав, без памяти упал на пол."
.
Н.А. Мотовилов, как известно,  в монахи не пошел и от безответной любви не помер - он женился в 1840 году на крестьянской девице Елене Ивановне Мелюковой (1823-1910), племяннице преподобной Марфы Дивеевской.
Языкова Екатерина Михайловна (1817–1852)  счастливо вышла замуж в 1836 году за известного писателя и славянофила Алексея Степановича Хомякова, но умерла молодой, оставив безутешного мужа и семерых детей.
--------------------------------
"Докладная записка Высокопреосвященнейшему Исидору..." была обнаружена в 2003 году, в Отделе рукописей РНБ, в фонде Санкт-Петербургской духовной академии,  в папках митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского). Это первый - и пока единственный - значительный труд Мотовилова, достоверно принадлежащий ему и сохранившийся до наших дней в правленной им самим писарской копии.
По форме и содержанию "Докладная записка Высокопреосвященнейшему Исидору..." меньше всего похожа на "докладную записку" кому бы то ни было - это поток беспокойного сознания на 169 страницах.
Самое удивительное, что ни на одной из этих 169 страниц нет никакого упоминания ни о христианской жизни, ни о ее цели, ни о беседе преподобного Серафима с Мотовиловым на эту тему в ноябре 1831 года.
Tags: литература, персонажи, прп. Серафим Саровский
Subscribe

  • Мода-погода

    Сегодня мороз и солнце, день чудесный. После трехдневного снегопада на газонах большие снежные сугробы. Проезжие части улиц расчищены от снега, а…

  • Дудка крысолова

    "Немецкая волна" сообщила, что в Германии переписали Библию для поколения Z, выросшего в эпоху интернета и привыкшего общаться в чатах,…

  • С наступающим Новым годом !

    Газетные старости: .

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Мода-погода

    Сегодня мороз и солнце, день чудесный. После трехдневного снегопада на газонах большие снежные сугробы. Проезжие части улиц расчищены от снега, а…

  • Дудка крысолова

    "Немецкая волна" сообщила, что в Германии переписали Библию для поколения Z, выросшего в эпоху интернета и привыкшего общаться в чатах,…

  • С наступающим Новым годом !

    Газетные старости: .