bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

"О ложке для общего Причастия" и не только о ней

На днях, благодаря РИА Новости, мы узнали, что  патриарх Константинопольский Варфоломей еще 17 мая разослал Поместным Церквям письмо с инициативой координации вопросов, связанных со способом преподания Святого Причастия мирянам. Зампред ОВЦС прот. Николай Балашов сообщил РИА Новости, что в РПЦ получили это письмо: «Если речь идет о предполагаемом созыве некоей встречи... мне эта информация не представляется правдоподобной. А вот письмо с вопросами о практике причастия в связи с санитарными ограничениями действительно было получено, но в нём речи о каких-либо собраниях не идёт»
По словам о. Николая Балашова, «в целом, конечно, общение между Предстоятелями Поместных Православных Церквей, в том числе для обсуждения действий в условиях общей угрозы пандемии, для обмена опытом — важно и полезно».
Вообще-то,  вопрос Причащения непосредственно касается прихожан и неплохо бы знать, что день грядущий нам готовит. О сути обсуждаемого дает представление интересная статья о. Алкивиадиса С. Каливас (Fr. Alkiviadis C. Calivas), опубликованная на сайте Американской православной архиепископии  Константинопольского патриархата (https://www.goarch.org/-/a-note-on-the-common-communion-spoon--2020)
.
Заметка о ложке для общего Причастия 
автор: о. Алкивиадис С. Каливас
.
Литургические ложки существовали по меньшей мере с VI-VII веков.Но это не значит, что они были использованы для причастия. На самом деле, правило 101 Пято-Шестого Вселенского Собора  (691-692) запрещает использование любого сосуда для получения освященного хлеба, кроме человеческой руки.[2] Канон гласит: "Итак, если кто хочет во время Литургии причаститься пречистого тела... пусть сложит свои руки в форме креста и так приблизится, и пусть  примет причастие благодати...ибо мы теперь видим тех людей, которые делают определенные сосуды из золота или иного материала, чтобы использовать их вместо рук для получения Божественного дара. ...”[3] ( в статье не приводится концовка Правила 101  - "Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковыя вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оныя. - b_m)
До XI-XII века все, как духовенство, так и люди, принимали Святые Дары раздельно, так же, как это делают священнослужители и по сей день. Когда люди приблизились, они протянули свои руки, справа налево с раскрытыми ладонями, на которые священник положил часть Святого хлеба. После употребления хлеба причащающимся была предложена чаша диаконом.[4]
Первые четкие свидетельства использования ложек для причастия появились в одиннадцатом и двенадцатом веках. Как мы узнаем от известного канониста Феодора Вальсамона (+ок. 1195), обычная ложка стала установленной нормой во многих местах к середине XII века. Комментируя 101-й канон Пято-Шестого Собора, он посетовал, что в некоторых районах от традиционного способа распределения Причастия отказались.[5]
Столетиями позже, в комментарии к тому же канону, святитель Никодим (†1809) высказывает предположение, что введение причащения ложкой произошло в результате дефицита диаконов. К концу XII века многие церкви обслуживались одним священником, что делало раздельное управление евхаристическими элементами неудобным и трудным. Проблема была решена с введением ложки. Теперь священник мог предложить евхаристические элементы вместе в ложке. Кроме того, св. Никодим рассказывает нам, что помещение Святых Даров непосредственно в уста причастников помогало обуздать злоупотребления и избежать разлива при питье из чаши. Видимо, некоторые люди были неосторожны и роняли частички Святого хлеба. Другие прятали его и "использовали в дурных целях.”[6]
Использование ложки для причастия не было введено Собором, Вселенским или Поместным. Ее использование происходило постепенно. Первоначально ложка, возможно, использовалась для общения больных и умирающих. Поначалу, как и следовало ожидать, ее использование в Литургии встретило некоторое сопротивление, как и любое значительное литургическое нововведение. Заменить многовековой способ раздельного получения освященных даров, основанный на библейской модели, было непросто. Однако новые пасторские потребности сделали использование ложки неизбежным. В конечном счете ложка была принята, даже неохотно, потому что она не нарушала, не противоречила и не компрометировала никаких доктринальных учений.

Метод, с помощью которого совершается причастие, является чисто функциональным. Это служит практической цели. Таким образом, в соответствии с потребностями и обстоятельствами, Поместная церковь в своей коллективной мудрости и авторитете свободна адаптировать, модифицировать и управлять методом, с помощью которого распространяется Святое Причастие. Какой бы метод ни избрала Церковь, самое главное - чтобы она не нарушала никаких догматов и чтобы он был уместен; чтобы она поддерживала и поддерживала достоинство священного акта причащения.
Мы узнаем от святого Никодима, что во время эпидемий чумы священники, как известно, использовали произвольные методы причащения больных и умирающих.[7] В комментарии к 28-му канону Пято-Шестого Собора он упрекает духовенство за использование неподходящих методов для причащения больных. (этого нет в нашем репринтном издании Правил, 2-х томник, 1911/2001 - b_m)
Он рекомендует более подходящий метод. Он пишет: "Таким образом, и священники, и прелаты должны использовать некоторый сдвиг во времени чумы, чтобы позволить им совершать причастие к больным, не нарушая этого канона; однако, не помещая святой хлеб в Смородину, а в какой-нибудь священный сосуд, чтобы умирающие и больные могли взять его оттуда с помощью щипцов или тому подобного. Сосуд и щипцы должны быть помещены в уксус, а уксус должен быть вылит в воронку или любым другим способом, который они могут, что является более безопасным и каноническим.”[8]
Краткая записка святителя Никодима знаменательна в двух отношениях. Во-первых, он настаивает на том, чтобы сосуды, используемые для причастия, стерилизовались уксусом, популярным дезинфицирующим средством с древних времен. Это является признанием того, что сосуды или инструменты, используемые для общения, могут быть заражены опасными паразитическими микробами. Во-вторых, он настаивает на том, чтобы инструмент был подходящим для этой цели.

За последние сорок лет несколько смертельных эпидемий в мире, СПИД, ОРВИ, Эбола и БВРС вызвали страх среди людей. В настоящее время мир переживает еще одну более страшную глобальную угрозу: пандемический коронавирус или КОВИД-19, инфекция со смертельной силой, которая перевернула все социальные, экономические, политические, культурные и религиозные нормы. Люди справедливо опасаются и пугаются. Эта болезнь уже заразила миллионы людей и унесла жизни тысяч людей во всем мире. Как и в случае с предыдущими эпидемиями, сильно заразный коронавирус вызывает у многих людей недоумение и ставит под сомнение продолжающееся использование общей ложки для причастия.
Реальные страхи, оговорки и опасения людей не должны быть отвергнуты с видом превосходства или призыва к большей вере, как если бы акт причащения был лишен человеческих соображений и ограничений созданного порядка. Люди хотят чувствовать себя в безопасности, быть услышанными и защищенными Своей Церковью. Они не хотят подвергаться ненужному риску, да и не должны им подвергаться.
Такие утверждения, как” Евхаристия есть тело и Кровь Христа и лекарство бессмертия“ или ” Евхаристия есть божественное лекарство, божественное лекарство", могут быть истинными. Но их недостаточно, чтобы успокоить страхи и опасения верующих. Люди не задаются вопросом о священном характере и идентичности Святых Даров, но о надежности инструмента, с помощью которого дары преподносятся им.
За свои шестьдесят четыре года во священстве я тысячу раз выпивал чашу после бесчисленных Божественных литургий без страха и колебаний, как это делает каждый священник. Я не уверен, однако, что каждый верный прихожанин сделал бы то же самое, если бы их попросили. Моя точка зрения такова. Святое Причастие должно быть источником радости, надежды и силы для всех, а не испытанием или мерой веры в Божие промыслительное попечение (МФ. 4:5-7). Св. Павел напоминает нам, что любовь Христа требует, чтобы мы заботились обо всех людях, независимо от их положения, и были чуткими и отзывчивыми к их справедливым нуждам и заботам ради Евангелия (1 Кор. 9: 19-23).
Православное сакраментальное богословие различает мистическое и физическое. Божественные реальности в каждом таинстве отличаются от материальных элементов, посредством которых они опосредованы. Мы верим и исповедуем, что евхаристические дары—хлеб и вино—преобразуются в тело и Кровь Христа через молитву Церкви и силу и действие Святого Духа. Однако это изменение носит мистический, а не физический характер. Хлеб и вино сохраняют свои природные свойства и качества и подчиняются естественным законам своего вида.[9] Способ, посредством которого происходит трансформация даров, остается глубокой тайной. Но мы знаем по вере, что это изменение происходит, чтобы Христос стал нашей пищей, чтобы передать нам свою жизнь (Иоанна 6:56).
Ложка причастия - это несовершенный материальный объект. Она не разделяет нетленность воскресшего и обожествленного Тела Христова, которое действительно присутствует в нас через евхаристические элементы. Сама по себе ложка-это просто ложка, посуда. Его достоинство заключается в том, что он используется как орудие, с помощью которого тело и Кровь Христа приносятся в жертву его народу. Давным-давно она заменила собой более древнюю почтенную форму причащения. Использование ложки для общения с людьми было новшеством.
Сегодня сама мысль о замене обычной ложки вызвала большую тревогу в некоторых кругах. Среди священнослужителей и мирян есть те, кто считает замену обычной ложки или любой другой вид отхода от сложившейся практики отрицанием учения о реальном присутствии Христа в Евхаристии. Конечно, это не совсем так.
В ответ на нынешнюю смертоносную пандемию три местные церкви уже ввели изменения в порядок распространения Святого Причастия.[10] обстоятельства требуют, чтобы каждая местная церковь тщательно изучала этот вопрос, принимая во внимание культурные и гигиенические особенности людей и санитарные меры и протоколы их соответствующих стран.
Русская Церковь внесла небольшое, но существенное изменение в традиционную манеру ведения Причащения, которая, как представляется, основывается на модели, предложенной Святым Никодимом. Ложку для общего причастия обмакивают в спирт и вытирают начисто после каждого причастника.
Церковь Румынии позволяет людям приносить из дома свою собственную ложку.
В Украине Причастие распределяется через интинкцию - часть хлеба окунается в чашу и помещается священником в руку причастника.
Кроме того, было предложено несколько других моделей. Некоторые из тех, кто хочет сохранить общую ложку, считают, что достаточно научить причастников наклонять голову назад и широко открывать рот, чтобы священник мог уронить или вылить священные элементы в рот получателя. Цель этого метода состоит в том, чтобы не прикасаться к рту и губам коммуниканта. Однако эта модель не является безотказной; она не гарантирует желаемого результата.
Другое предложение, близкое к румынской модели, позволяет каждой семье принести свою собственную "ложку семейного общения", которая будет использоваться только для общения членов семьи. Эта модель, однако, противоречит духу канона 101 Пято-Шестого Собора, который запрещает использование частных сосудов из опасения, что они приведут к социальным различиям и тому подобному. Причастие, как известно, является одновременно и личным, и общинным актом. "Соедините нас всех друг с другом, которые становятся причастниками единого хлеба и чаши” (анафора Св.Василия).
Украинская модель нашла поддержку в некоторых кругах. Это одна из версий древней практики. Однако это трудно сделать по нескольким причинам, наиболее очевидной из которых является общение с пожилыми людьми, инвалидами и детьми.
Другая модель предусматривает замену общей ложки несколькими индивидуальными ложками; ложки изготавливаются из общего материала и имеют одинаковую ценность, что обеспечивает каждый местный приход. Согласно этой модели, каждый приход получит (возможно, из общего источника) достаточное количество одноразовых ложек, изготовленных из пластика или дерева. После использования каждая ложка собиралась и должным образом выбрасывалась (сжигалась или закапывалась) после каждой Литургии.
Или же каждый приход закупает достаточное количество многоразовых металлических ложек, все одного типа и материала. Использованные ложки собираются и должным образом стерилизуются после каждой литургии и повторно используются несколько раз.
Каждый из этих методов имеет общую цель: проводить общение самым безопасным, практичным и достойным образом. Какой бы ни была модель, основная цель остается той же: смягчить передачу опасных паразитических микробов.
Из нескольких способов, использование нескольких металлических многоразовых ложек представляется наиболее безопасным и практичным, а также наиболее близким к принятой традиции. Люди привыкли к ложке.
.
Также вызывает беспокойство общая ткань причастия, которую многие люди используют, чтобы вытереть рот после причастия. Эта практика проблематична и должна быть прекращена. Общая ткань должна служить только одной цели, чтобы уловить любую случайную утечку при совершении Причастия. Группа людей, служителей алтаря и / или обычных прихожан церкви, должна быть обучена правильно держать скатерть по мере приближения каждого коммуниканта. Также было предложено использовать личные одноразовые бумажные салфетки. Салфетка помещается в специальную корзину после каждого использования. Чтобы избежать трудностей, люди должны быть обучены правильному использованию личной салфетки.
Изменение способа, которым Причастие распространяется среди людей, неизбежно. Это уже происходит. Вопрос заключается в том, достигнут ли все церкви соглашения в обозримом будущем или же будут применяться местные вариации до тех пор, пока использование нескольких отдельных металлических ложек или какой-либо другой формы не станет стандартом? В любом случае, перемены грядут. Поэтому важно, чтобы все – и духовенство, и люди-были должным образом подготовлены.

The Reverend Dr. Alkiviadis C. Calivas is Professor Emeritus of Liturgics at Holy Cross Greek Orthodox School of Theology in Brookline, MA.
------------
[1] об истории ложки для причастия см. Роберт Ф. Тафт, “византийские ложки для причастия: обзор доказательств”, в Dumbarton Oaks Papers ( DOP ), vol. 50 (1996), 209-238; и Тафт, история Литургии Святого Иоанна Златоуста, т. I VI,  Причастие, благодарение и заключительные обряды, (Рим 2008), 266-306. Ранние ложки для причастия ( λαβις или κολλιαριον ) были больше и глубже, чем те, которые мы используем сегодня.
[2] ОПято-Шестом Соборе и литургических реформах см. Каливас, аспекты православного богослужения (Бруклин, Массачусетс), 227-234.
[3]  Пидалион, 408
[4] смотрите. Например, описание в Кирилле Иерусалимского, Мистагогическая катехизация, V: 21, 22.
[5] See Rallis and Potlis, Οι Θειοι και Ιεροι Κανονες, (Athens 1853), vol. 2, 548.
[6]  Пидалион , 410.
[7] Насколько мне известно, никто до сих пор не предпринял тщательного изучения исторических записей, чтобы установить, как Церковь справлялась с различными пастырскими потребностями—особенно с распределением Причастия—во времена крупных эпидемий и других кризисов, которые повлияли на общественные и церковные нормы. В таких случаях играет ли свою роль давний обычай нечастого Причащения? Было ли это смягчающим обстоятельством? Мы знаем, например, что в Константинополе и других крупных городах в середине XVII века продолжительные погребальные службы, закрепленные в Великом Евхологионе, были сокращены, чтобы справиться с чрезмерным количеством похорон из-за эпидемий и вызванных ими жертв. See Ioannis M. Fountoulis, Τελετουργικα Θέματα (Athens 2002), 157-160. Какие еще изменения и уступки сделала церковь во времена кризисов?
[8] Пидалион, 322 (Примечание).
[9] это согласуется с догматическим определением Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Собора: “Итак, следуя святым отцам, все мы единогласно учим, что все должны исповедовать, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же сын, который является идеальным по Божеству и совершенным по человечеству, истинно Бога и истинно человека...единосущного отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, совершенно как мы, кроме греха; Он был зачат тогда Отца прежде всех веков по Божеству и в эти последние дни, он родился для нас и нашего спасения от Девы Марии Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах известно, без смешения, без изменения, без разделения, без разделения (ασυγχυτως, ατρεπτως, αδιαιρετως, αχωριστως); разница природы никоим образом не подавлены их союза, а свойства сохраняются и Соединенных в одно лицо (προσωπον) и одной ипостаси (υποστασις) ... "У архиепископа Питера Л'Юйе, Церковь древних соборов (Crestwood, NY 1996), 194.
Два примера покажут, что природные свойства хлеба и вина сохраняются. Люди, страдающие тяжелой формой целиакии, аутоиммунного расстройства, плохо реагируют, когда они глотают глютен, белок в пшенице, ячмене, ржи и других зернах, из которых производится большинство просфор. Эти люди часто просят, чтобы им дали самый маленький кусочек освященного хлеба, опасаясь плохой реакции. Новоиспеченные священнослужители, не привыкшие употреблять спиртные напитки, часто испытывают трудности с употреблением и очищением чаши после Литургии натощак. Более того, Заповедное таинство, которое традиционно готовится и освящается каждый Святой четверг, обрабатывается особым образом. После того, как он полностью высохнет, его разделяют на мелкие кусочки и помещают под или над огнем (жаром). Это делается, чтобы помочь сохранить его.
[10] Смотрите важную статью Николая Денисенко: “предотвращают ли таинства болезни?" в публичном православии, интернет-издание Центра православных христианских исследований Фордхэмского университета.
---------------------------------------
Любая эпидемия - явление временное, и изменения, связанные с ней, тоже  временные, как изначально предполагалось. Но народная мудрость гласит, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Активность, с какой  патриарх Варфоломей предлагает Поместным Церквям включиться в обсуждение способов преподания Причастия мирянам и теоретическая база, которая под это подводится, наводят на мысли о намерении Фанара провести под предлогом пандемии соответствующие церковные реформы.
Уклончивость зампреда ОВЦС прот. Николая Балашева тоже настораживает.
Поживем - увидим, во что все это выльется.
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, .... (Мк.4:22)
Tags: Церковь, благочестие, пандемия
Subscribe

  • МГУ былых времен или "Науки юношей питают..."

    Шувалов был из числа ближайших бояр, обер-камергер и Университета московского главный попечитель. Им учреждено было сие училище в царствованье…

  • Царский духовник и цезарепапизм

    Когда император Александр II вертел столы, вызывал духов и флиртовал с фаворитками, у него на полочке пылилась книжка его духовника Василия Бажанова…

  • Пишите нам, подруги,...

    Гоголевский почтмейстер Иван Кузьмич , простодушный до наивности человек, распечатывал чужие письма "не то чтоб из предосторожности, а больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments