bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Турецкий ученый предлагает начать уничтожение мозаик собора Святой Софии

Профессор истории турецкого университета Сакарья Эбубекир Софуоглу своим провокационным постингом в твите просит убрать изображение императрицы Зои Порфирогениты в соборе Святой Софии, считая, что она вела “беспорядочный образ жизни".
Как он характерно заявляет:
- А в мечети будет шлюха? Если иконы не убрать, то наследие Мехмеда Завоевателя, собор Святой Софии, вместе с проституткой Зоей станет первой мечетью в мире, где будет выставлена шлюха. Следует положить конец глупостям, связанным с защитой идолов и икон, которые представляют собой неуважение к победителю.”
(“Will there be a whore in the mosque? If the icons are not removed, the legacy of Mehmed the Conqueror, Hagia Sophia, along with the prostitute Zoe will have become the first mosque in the world where a whore will be displayed. An end should be put to the nonsense regarding the protection of the idols and the icons that constitute disrespect to the Conqueror should be taken off.”)
Зоя Порфирогенита (”рожденная в пурпуре") (ок. 978 – 11 июня 1050) правила как императрица ромеев со своей сестрой Феодорой с 1042 по 1050 год и как императорская жена с 1028 по 1042 год. В Гинаикее Собора Святой Софии есть ее мозаика. Она была описана как самая влиятельная Императрица в XI веке, которая назначала римского императора четыре раза подряд.
Сегодня, после превращения собора Святой Софии в мечеть, подвергается нападению императрица Зоя.
.

.
Мозаика Спасителя на престоле с предстоящими императрицей Зоей и Константином IX  создана в 1042—1056 годы и находится в южной галерее собора Айя-Софии. Зоя держит в руках хрисовул с надписью «потомок Константина», который, по одной версии, содержал перечисление даров собору, а по другой — являлся свитком Священного Писания. Первоначально на мозаике Зоя была изображена со своим вторым мужем Михаилом IV, но после свержения Зои в 1042 году императором Михаилом V, вероятно, изображение Зои было уничтожено (В.Н. Лазарев). Вернувшись к власти и выйдя замуж за Константина IX, Зоя восстановила своё изображение и заменила образ Михаила IV изображением нового супруга (переделка мозаики коснулась только изображения головы).
Немного об императрице Зое.
Зоя Порфирородная - второй из двух случаев византийской истории, когда империей самодержавно управляла женщина (с сестрой Феодорой). Первый случай -  императрица Ирина,  восстановившая иконопочитание на VII Вселенском Соборе в 787 году (день, известный как Торжество Православия).
Все подробности личной жизни Зои, повторяемые более поздними хронистами, исходят от Михаила Пселла (1018—1078) - из его "Хронографии", в которой реальные исторические факты перемешаны с домыслами, вымыслами и сплетнями "из лакейской".
Например, Михаил Пселл пишет:
"Романа же я сам видел, а однажды и разговаривал с ним (в то время Пселлу не было и шестнадцати). Поэтому о первых двух императорах я рассказывал с чужих слов, этого же опишу сам, ни у кого никаких сведений не заимствуя."
И тут же через несколько абзацев:
- "Как я слышал от одного из прежних дворцовых служащих, который знал об этой любовной истории императрицы и снабдил меня сведениями для моего сочинения, ....".
- "Рассказывали мне и иное. Сам император-де спокойно относился к любовным чаяниям или, лучше сказать, отчаянной любви своей супруги, а возмущались ею его сестра Пульхерия и все поверенные в ее тайны."
Даже слова Пселла о возрасте Зои выглядит более чем сомнительно:  впервые она была выдана замуж отцом, - императором Константином VIII , - когда ей якобы было 50 лет (?!).
Этим Пселл положил начало  легенде об удивительной неувядаемой молодости Зои -  будто бы она в 50 лет выглядела 25-летней благодаря таинственным мазям, кремам и притираниям собственного изобретения.
Если бы это было так, то Зоя выглядела бы дочерью своей младшей сестры Феодоры, когда они восседали вместе на троне. Такое резкое несоответствие не ускользнуло бы от глаз очевидцев, но никто ничего подобного не отмечал, включая и  Михаила Пселла. В другом месте он пишет: "Средняя (Зоя), которую в ее пожилые годы мне довелось видеть самому, имела нрав царственный, наружность великолепную, характер величественный и полный достоинства. ...". И ни слова о какой-то невероятной молодости. Конечно, мифы о вечной молодости интригуют читателей, но почему бы не предположить, что если Зоя, выдаваемая за Романа, выглядела как 25-летняя, то ей и было 25 лет (или 30 с учетом косметики).
.

.
О  жизни Зои до замужества нет абсолютно никаких сведений - ни плохих, ни хороших.
Единственными достоверными фактами  являются три брака Зои.
Первые два мужа - Роман III и Михаил  IV - умерли.  Принято считать, что  Роман III умер насильственной смертью, и что Зоя и Михаил IV были к этому причастны.
.

Убийство Романа III. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы
.
Третий брак Зои фактически был вынужден политической ситуацией.
После смерти второго мужа Зоя усыновила его племянника Михаила Калафата и поставила его на престол. Вскоре Михаил V изгнал свою благодетельницу. Зою арестовали в ее покоях под тем предлогом, что она хотела отравить императора, и сослали на соседний остров Принкипо, где ее заключили в монастырь. Низложен и сослан был и патриарх Алексий Студит. Начались сильные народные волнения, требовали вернуть Зою. Подлил масла в огонь и вернувший из ссылки патриарх Алексей Студит, который провозгласил в Софийском Соборе императрицей младшую сестру Зои — монахиню Феодору. Народ кричал за Зою, кое-кто из нобилетета признавал Феодору, а Михаила V поймали, ослепили и через несколько месяцев он умер.
Зоя и Феодора, к радости народа, решили править совместно и  были провозглашены соправительницами.
.

Зоя и Феодора на золотом гистаменоне
.
Подобную власть сами сестры считали неустойчивой и приняли мудрое решение. По словам "Хроники Константина Манаисси": «царица Зоя, желая греческую власть передать мужу-самодержцу и мечтая родить, и растить детей, и детородной стать матерью чадам (от двух садовников, словно дерево, напоенное влагой, страдала, оставаясь без плода)…».
Выбор пал на Константина Мономаха  (греч. Μονομάχος «единоборец»).
.

.
Для обоих это супружество было  третьим. Поэтому венчание, хоть и торжественное, совершил не патриарх, а «первый из пресвитеров» собора Святой Софии. Патриарх Алексий, по словам Пселла, «под давлением обстоятельств и, можно сказать, воли Божьей уступил и, хотя сам не возложил руки на венчающихся, обнял их, уже сочетавшихся браком и обвенчанных».  Через 2 дня Мономаха короновали под именем Константина IX. В своём манифесте после венчания Зоя заявила, что этот брак претит её понятиям о чести и совершён исключительно ради интересов империи.
.

Венчание Зои и Константина. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы.
.
Дочь Константина IX от первого брака (или, по другим  предположениям, иная близкая родственница) была выдана замуж за княза Всеволода Ярославича. Родившийся в 1053 году от этого брака сын Владимир получил от родителей прозвище по деду — Владимир Мономах.
-------------------------------
Не думаю, что руководство Турции в ближайшее время решится начать уничтожение мозаик. Но шантажировать этим оно будет непременно - по мере политической надобности.
Если превращение собора Святой Софии в мечеть необратимо, то стоило бы подумать о выкупе мозаик у Турции и помещении их в специальный храм - музей.
Но ведь цену турки заломят такую, что дешевле будет их просто завоевать)).
Tags: искусство, история, политика, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments