bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Рисованный лубок о "старой" и "новой" церковной обрядности

Начало искусству рисованного лубка положили старообрядцы. Идеологи старообрядчества старались распространять  идеи и сюжеты, обосновывающие правильность «старой веры», как путем  переписки старообрядческих сочинений,  так и наглядными способами. Первые настенные картинки религиозно-нравственного содержания происходили из  Выго-Лексинского монастыря, распологавшегося на  реке Выге (бывш. Олонецкая губ., ныне Карелия). Другой старообрядческой общиной, игравшей сходную роль на Севере, был Великопоженский скит, возникший на Печоре, в районе Усть-Цильмы
В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска жидкой темперой, написание заглавий и пояснительных текстов — все делалось ручным способом, что придавало каждому листу неповторимость.
Вот несколько произведений Печерского центра (из собрания Государственного Исторического музея):
.

Настенный лист с противопоставлением «старой» и «новой» церкви.  Перв. пол. XIX в. (чернила, темпера. 64,5x83,5)
Сравните и найдите различия в атрибутах обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной  церкви - кто сколько сможет.
.
Еще одно сравнение-противопоставление:
.

.

(источник - http://bibliotekar.ru/rusLubok/0.htm)
--------------------------------------------------------------------
Как видим, приписываемый "новообрядной" церкви четырехконечный крест не привился - у нас крест  по-прежнему восьмиконечный.
Жезлы «древлероссийских» архиереев «змиевых глав на себе не имущи». У патриарха Никона был "змееголовый" жезл, что трактовалось как знак антихриста.  Наши нынешнии (ХХ в.) иерархи редко пользуются "змееголовыми" жезлами, обычно, как и в старину, жезлами с завершением в виде якоря  - "на версе крюки яко якори имеет".
На верхней картинке "новообрядной" церкви приписано распятие, на котором ноги Спасителя прибиты одним гвоздем (на католический манер). Если это и было, то очень короткий отрезок времени, - у нас на распятии ныне и присно в ногах Христа два гвоздя.
В остальном, насколько вижу, различия показаны достоверно и сохраняются до сих пор.
.
В заключение - поучительная картинка о правильном крестном знамении:
.

Иллюстрация к поучению о крестном знамении. Кон.1840 - нач.1850-х  гг.  (чернила, темпера, золото. 49,9x35,7)
Название в центре: «Месяца апреля в 18 день. Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго патриарха царяграда о страсе Божий, и о еже како во святей Божией церкви стояти со страхом и с благочинием, лице свое крестити крестообразно». Ниже текст : «Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою своею  творяще...   аминь».   Ниже помещен другой  текст  под   заглавием:  «И паки выписано ис книги  катехизиса   печатной при    патриархе  Филарете в лето 1627 в   Москве,  лист 102 строка 14».
Картинки  иллюстрируют статью Пролога от  18 апреля со словами Иоанна Златоуста. Показано, как радуются бесы  небрежному  крестному  знамению и воздается похвала тем, кто крестится истово.
Заметим, что в поучениях  Иоанна Златоуста мы не найдем ни слова о конкретном перстосложении.
Вспомним также, что Поместный собор РПЦ  1971 года вынес следующие решения относительно старообрядчества:
1.​ Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3.​ Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Московского собора 1667 года, наложенных ими клятв на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими.
Было сказано: "Освященный Поместный собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру."
В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на Поместном соборе 1988 года подтвердила эти постановления и именовала старообрядцев «единоверными и единокровными братиями и сестрами». Архиерейский собор 2004 года также продемонстрировал полную готовность к каноническому соединению.
Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным.
Tags: Церковь, лубок, старообрядчество
Subscribe

  • Древнеримский детектив

    Ромул, основатель Рима, исчез в ноны июля (или, по-старинному, квинтилия), и о его кончине не существует никаких надежных, всеми признанных за…

  • Царский духовник и цезарепапизм

    Когда император Александр II вертел столы, вызывал духов и флиртовал с фаворитками, у него на полочке пылилась книжка его духовника Василия Бажанова…

  • Пишите нам, подруги,...

    Гоголевский почтмейстер Иван Кузьмич , простодушный до наивности человек, распечатывал чужие письма "не то чтоб из предосторожности, а больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments