Начало искусству рисованного лубка положили старообрядцы. Идеологи старообрядчества старались распространять идеи и сюжеты, обосновывающие правильность «старой веры», как путем переписки старообрядческих сочинений, так и наглядными способами. Первые настенные картинки религиозно-нравственного содержания происходили из Выго-Лексинского монастыря, распологавшегося на реке Выге (бывш. Олонецкая губ., ныне Карелия). Другой старообрядческой общиной, игравшей сходную роль на Севере, был Великопоженский скит, возникший на Печоре, в районе Усть-Цильмы
В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска жидкой темперой, написание заглавий и пояснительных текстов — все делалось ручным способом, что придавало каждому листу неповторимость.
Вот несколько произведений Печерского центра (из собрания Государственного Исторического музея):
В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска жидкой темперой, написание заглавий и пояснительных текстов — все делалось ручным способом, что придавало каждому листу неповторимость.
Вот несколько произведений Печерского центра (из собрания Государственного Исторического музея):
.

Настенный лист с противопоставлением «старой» и «новой» церкви. Перв. пол. XIX в. (чернила, темпера. 64,5x83,5)

Настенный лист с противопоставлением «старой» и «новой» церкви. Перв. пол. XIX в. (чернила, темпера. 64,5x83,5)
Сравните и найдите различия в атрибутах обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной церкви - кто сколько сможет.
.
.
Еще одно сравнение-противопоставление:
.

.

.


(источник - http://bibliotekar.ru/rusLubok/0.htm)
----------------------------------------
Как видим, приписываемый "новообрядной" церкви четырехконечный крест не привился - у нас крест по-прежнему восьмиконечный.
Жезлы «древлероссийских» архиереев «змиевых глав на себе не имущи». У патриарха Никона был "змееголовый" жезл, что трактовалось как знак антихриста. Наши нынешнии (ХХ в.) иерархи редко пользуются "змееголовыми" жезлами, обычно, как и в старину, жезлами с завершением в виде якоря - "на версе крюки яко якори имеет".
На верхней картинке "новообрядной" церкви приписано распятие, на котором ноги Спасителя прибиты одним гвоздем (на католический манер). Если это и было, то очень короткий отрезок времени, - у нас на распятии ныне и присно в ногах Христа два гвоздя.
В остальном, насколько вижу, различия показаны достоверно и сохраняются до сих пор.
.
В заключение - поучительная картинка о правильном крестном знамении:
.

Иллюстрация к поучению о крестном знамении. Кон.1840 - нач.1850-х гг. (чернила, темпера, золото. 49,9x35,7)
Название в центре: «Месяца апреля в 18 день. Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго патриарха царяграда о страсе Божий, и о еже како во святей Божией церкви стояти со страхом и с благочинием, лице свое крестити крестообразно». Ниже текст : «Мнози убо невегласи махающе по лицу своему рукою своею творяще... аминь». Ниже помещен другой текст под заглавием: «И паки выписано ис книги катехизиса печатной при патриархе Филарете в лето 1627 в Москве, лист 102 строка 14».
Картинки иллюстрируют статью Пролога от 18 апреля со словами Иоанна Златоуста. Показано, как радуются бесы небрежному крестному знамению и воздается похвала тем, кто крестится истово.
Заметим, что в поучениях Иоанна Златоуста мы не найдем ни слова о конкретном перстосложении.Картинки иллюстрируют статью Пролога от 18 апреля со словами Иоанна Златоуста. Показано, как радуются бесы небрежному крестному знамению и воздается похвала тем, кто крестится истово.
Вспомним также, что Поместный собор РПЦ 1971 года вынес следующие решения относительно старообрядчества:
1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Московского собора 1667 года, наложенных ими клятв на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы яко не бывшими.
Было сказано: "Освященный Поместный собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру."
В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на Поместном соборе 1988 года подтвердила эти постановления и именовала старообрядцев «единоверными и единокровными братиями и сестрами». Архиерейский собор 2004 года также продемонстрировал полную готовность к каноническому соединению.
Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным.
В дополнение к Поместному Собору 1971 года, РПЦ МП на Поместном соборе 1988 года подтвердила эти постановления и именовала старообрядцев «единоверными и единокровными братиями и сестрами». Архиерейский собор 2004 года также продемонстрировал полную готовность к каноническому соединению.
Со стороны старообрядчества аналогичного ответа на деяния собора 1971 г. не последовало и по настоящее время отношение к примирительному жесту со стороны РПЦ МП остается нейтральным.