«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (VI в.) - замечательное сочинение, представляющее собой очень ценный и важный памятник для понимания географического мировоззрения средних веков.
Козьма отвергал учение древнегреческих философов о шарообразности Земли как учение, якобы не согласное со Священным Писанием, хотя в Библии нет ни слова о конкретной форме Земли. Там сказано удивительное - "повесил землю ни на чем" (Простира́яй сѣ́веръ ни на че́мже, повѣ́шаяй зе́млю ни наче́мже - Иов 26:10).
В своем суждении об антиподах (греч. ἀντίποδας - обращенные ногами к ногам) он предлагал посмеятся над учеными, которые считали, что все притягивается к центру земного шара, и даже вычислили его окружность.
.

.
Он писал:

.
Он писал:
"Ослепшие разумом, заблуждаются астрологи их и звездочеты. Как возможно такое, что небо шаровидно и обращаемо, а все звезды вместе с ним не вращаются? Если независимо от него (неба) звезды пребывают неподвижными, то почему некоторые из них движутся, а некоторые пребывают неподвижными?
А если кто захочет об антиподах тщательным образом произвести исследование, то такой [исследователь] обнаружит [у них] много ложных выдумок. Если [представить], что обычному человеку иные ноги человека снизу, с противоположной стороны прикасаются, то как объяснить возможность такого? Если попытаться поставить обоих или на земле, или в воде, или на воздухе, или в огне, пусть даже в каком либо другом месте хотите наблюдать [это], — как могут они оказаться прямо друг против друга? Не иначе как один согласно природе стоит, положение же другого, находящегося головою вниз, — противоестественно.
А если кто захочет об антиподах тщательным образом произвести исследование, то такой [исследователь] обнаружит [у них] много ложных выдумок. Если [представить], что обычному человеку иные ноги человека снизу, с противоположной стороны прикасаются, то как объяснить возможность такого? Если попытаться поставить обоих или на земле, или в воде, или на воздухе, или в огне, пусть даже в каком либо другом месте хотите наблюдать [это], — как могут они оказаться прямо друг против друга? Не иначе как один согласно природе стоит, положение же другого, находящегося головою вниз, — противоестественно.
Такие установления [внешних об антиподах] неразумны и противны нашей природе.
Как, например, в случае дождя может он идти на обоих [таких людей]? Если кто ходит вниз головой, то и дождю на него следовало бы идти со стороны, противоположной нижнему положению головы. Кто хочет, тот разумеет.
И правильно сделает тот, кто посмеется над нелепой этой выдумкой, над умозрительными и непристойными словесами."
__________________
Дело не в том, что он заблуждался, а в том, что он заблуждался так самоуверенно.Как, например, в случае дождя может он идти на обоих [таких людей]? Если кто ходит вниз головой, то и дождю на него следовало бы идти со стороны, противоположной нижнему положению головы. Кто хочет, тот разумеет.
И правильно сделает тот, кто посмеется над нелепой этой выдумкой, над умозрительными и непристойными словесами."
__________________
Очень поучительно!