bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Киприан, митрополит всея Руси. Часть 1. Встреча.

Роль святителя Киприана в истории Русской Церкви долгое время недооценивалась, чему немало поспособствовало  отрицательно тенденциозное отношение к нему в труде митрополита Макария Булгакова (в частности,  он почему-то даже въезд Киприана в Москву относит не к 1380, а к 1381 году, вопреки очевидным летописным сведениям, и тем самым делает его роль в подготовке к Куликовской битве аки не бывшей).
Карташев А.В. вторит Макарию Булгакову как в оценках, так и в дате прибытия Киприана в Москву. Двусмысленно и даже иронично выглядит дежурная фраза Карташева: "Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошел в серию ее святителей, прославленных и канонизованных." Тем ценнее замечание обоих историков о духовной настроенности Киприана - они вынуждены отметить, что прп. Сергий Радонежский и Феодор "были преданы Киприану" (митр. Макарий) и что "Киприан сам был идеологом и другом нестяжателей" (Карташев).
Наиболее объективной точки зрения придерживается П.В. Знаменский - он отдает должное митрополиту Киприану за преодоление разделений и объединение русской митрополии (за исключением Галицкой), а также пишет "Правление митрополита Киприана было замечательно и в чисто церковном отношении. Он много заботился об устранении разных беспорядков, возникших в богослужебном чине Русской церкви, и об исправлении и умножении церковных книг, сам привез с собою много рукописей из Сербии и, живя в уединении в своем подмосковном селе Голенищеве, занимался разными переводами с греческого языка." (надо добавить - не только из Сербии, но и с Афона, и из Константинополя). О взглядах современных историков надеюсь сказать позже.
Про то, как и с какими препятствиями довелось митрополиту Киприану с третьего раза приехать в Москву мы узнаём, в основном,  из Патриаршей или Никоновской летописи (ПСРЛ, том XI).
"В лето 6884 (1376 год) - Того же лета прииде изо Царьграда на Русь митрополит Киприан, поставлен на митрополию Филофеем, патриархом Цареградским; князь же великий Дмитрий Иванович не прия его, рек ему сице: "есть у нас митрополит Алексей, а ты почто ставишися на живого митрополита?". Он же пойде с Москвы в Киев и тамо живяше."
"В лето 6886 (1378 год) - Тоя же зимы, месяца февраля в 12 день, в пяток, в заутренюю годину, преставися преосвященный Алексей митрополит Киевский и всея Руси в старости честне и глубоце. (... ) Внегда же виде себя святой от старости изнемогша и к концу приближающася, и призва к себе преподобнаго игумена Сергия из Радонежа (рассказывается, как свт. Алексей предлагал прп. Сергию стать его преемником, а тот отказался). И было всех лет жития его 85."
Митрополит Киприан, по кончине митрополита Алексея, пошел было в Москву, но великий князь Дмитрий Иванович повелел не пропускать его. Какой "прием" был оказан митрополиту, рассказывает он сам в Послании игуменам Сергию Радонежскому и Феодору:
"Киприан, милостию Божиею митрополит всея Руси, — честному старцю игумену Сергию и игумену Феодору и аще кто ин единомудрен с вами.
Не утаилося от вас и от всего рода християньского, елико створилося надо мною, еже не створилося есть ни над единым святителем, како Руская земля стала. Аз Божиим изволением и избранием великаго и святаго сбора и благословением и ставлением вселеньскаго патриарха поставлен есмь митрополит на всю Рускую землю, а вся вселенная ведает. И нынече поехал есмь был со всем чистосердием и з доброхотением к князю великому. И он послы ваша разослал мене не пропустити и еще заставил заставы, рати сбив и воеводы пред ними поставив, и елика зла надо мною деяти — еще же и смерти предати нас немилостивно — тех научи и наказа же. Аз же, его безъчестия и души его болши стрега, иным путем пройдох, на свое чистосердие надеяся и на свою любовь, еже имел есмь к князю великому, и к его княгини, и к его детем. Он же пристави надо мною мучителя, проклятаго Никифора. И которое зло остави, еже не сдея над мною! Хулы, и наругания, и насмехания, граблениа, голод! Мене в ночи заточил нагаго и голодного. И от тоя ночи студени и нынеча стражу. Слуги же моя — над многим и злым, что над ними издеяли, отпуская их на клячах либивых без седел во обротех лычных, — из города вывели ограбленых и до сорочки, и до ножев, и до ногавиць, и сапогов и киверев не оставили на них! Тако ли не обретеся никто же на Москове добра похотети души князя великаго и всей отчине его? «Вси ли уклонишася вкупе и непотребне быша?» (....)
Писано же си грамота мною месяца иуня в 23 день в лето 6886, индикта перваго. Мне же их бещестие болшу честь приложило по всей земли и в Царигороде
." (Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981)
Такая "встреча" объясняется тем, что князь великий Дмитрий Иванович "зело любляше Митяя, и чествоваше его, яко отца, паче всех... и понужаше его идти к патриарху в Царьград ставитися в митрополиты."
Интересно еще одно летописное свидетельство, как бы резюмирующее обстоятельства прихода митрополита Киприана в Москву:
"Тогда бо того лета Киприану митрополиту вновь пришедшу из Киева на Москву, иже пришедшу преже в Киев, за много лет поставлен бысть в Цареграде на Русь в митрополиты, еще при животе Алексееве. И присла к великому князю Дмитрею Ивановичю на Москву глаголя: "патриарх мя поставил митрополита на Русь". Князь великий же отрече ему глаголя: "есть у нас митрополит Алексей, и мы разве сего инаго не приемлем". Киприан же в Новгород и во Псков посла и  отвещаша ему и тии такоже. Он же живяше в Киеве даже и до преставления блаженного Алексея митрополита."
"По преставлении же Алексееве хотяше князь великий Дмитрей Митяя архимандрита Спаскаго видети на митропольстем столе на Москве, и возведен бысть Митяй во двор митрополичь, таже поиде с Москвы к патриарху в Царьград ставитися в митрополиты, его же честно сам князь великий проводи со всякие бояры своими; он же вмале не дошед Царяграда преставися. Пимен же архимандрит Переславский с Гориц тогда послан бе в служащих Митяю, и виде преставльшася Митяя и нача мыслити на митрополию Русскую, готово все имея посланная с Митяем; и тако поставися в Царьграде от патриарха в митрополиты на Русь. И о сем соро приде весть к великому князю на Москву, и не восхоте его князь великий глаголя: "аз послах Пимина в служащих Митяю, а не в митрополиты".
"И тако посла в Киев отца своего духовнаго Феодора, игумена Симановскаго, месяца марта, по Киприана митрополита, зовя его с великою честью на Москву; и прииде Киприан из Киева на Москву в четверток  6-я недели по Пасце, в праздник Вознесения Христова в лето 6888 (1380 год), и срете его князь великий з детьми своими и з бояры и со всем народом со многою честию."
Об этой встрече митрополита Киприана в летописи есть отдельный рассказ: "...И начаша звонити во вся колоколы, и снидошеся людие, и стечеся народ мног, и отовсюду приидоша архимандриты, и игумены, и священницы, и иноцы, и многу звонению бывшу, и подвижеся весь град, с женами, и с детьми, и со младенцы, и сосущими млеко, взыдоше во сретение далече из града. И князь великий сам срете его далече от града, с детьми своими и со всеми бояры, с великою честию и со многою любовию и с верою и смирением.И возвратишися во град, и внидоша в церковь, и знаменаси Киприан митрополит по иконам и певше молебен, и духовной любви насладишеся; и бысть торжество в той день великому князю с митрополитом, и возрадовашася и возвеселишася в радости и в веселии мнозе, и милостыню странным и нищим многу сотвориша и Христа Бога прославиша во веки веком, аминь." 

Tags: Церковь, история, митрополит Киприан
Subscribe

  • О начале российского парламентаризма

    К церемонии открытия I Государственной думы Российской империи готовились очень тщательно, были продуманы все детали, вплоть до туалетов дам.…

  • Древнеримский детектив

    Ромул, основатель Рима, исчез в ноны июля (или, по-старинному, квинтилия), и о его кончине не существует никаких надежных, всеми признанных за…

  • На дальнем пограничье

    Город Благовещенск — расположен на левом берегу Амура, на границе с Китаем. Генерал-губернатор Сибири Н.Н. Муравьёв (Муравьев-Амурский) и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments