bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Об убийстве Ламехом Каина

Как известно, от изгнания из Рая до потопа люди были вегетарианцами (и звери тоже):
Быт.3:18-19  - терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ...
После потопа было дано разрешение на мясо, рыбу, птицу.
Василий Великий в Беседах на Шестоднев пишет: «... Бог после потопа, зная неумеренность людей, позволил им употреблять в пищу все: «Все это вкушайте, как зелень травную» (Быт.9:3,4). Этим разрешением и остальные живые существа получили беспрепятственный выбор в еде. Итак, с того времени лев пожирает мясо, коршуны выжидают падаль. А ведь в те времена, когда родились животные, коршуны еще не выискивали (этого) на земле. Ведь еще ничто из того, что получило от Бога свое назначение и существование, не умерло, и коршуны не могли этим насыщаться. И в природе не было раздора, ибо она пребывала в полном цветении; охотники еще не губили (животных), ибо такого занятая (как охота) у людей еще не было.»
Словами о том, что до потопа люди не охотились на животных, вообще не было такого занятия,  святитель Василий Великий, по-видимому, оспаривает древнюю легенду об  убийстве  на охоте Ламехом Каина.
Эта легенда связана с "Песней Ламеха" в  Быт.4:23-24 - И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
Хотя в библейском тексте нет ни слова об убийстве Каина на охоте, легенда держалась довольно стойко.
.

Ламех убивает Каина. Мозаика баптистерия Сан-Джованни, Флоренция.
.
Легенда, имеющая иудейские корни, изложена, в частности, в книге "Пещера Сокровищ", приписываемой  преподобному Ефрему Сирину (IV век).  В настоящее время некоторые ученые отвергают авторство Ефрема Сирина и считают, что книга написана в VI веке неизвестным сиро-яковитским писателем.
О Ламехе и Каине в этой книге говорится:
"И в дни Аноша (Еноса, первенца Сифа - b_m), на восемьсот двадцатом году его, Ламек слепец убил Каина-убийцу в лесе Нод. Вот, это убийство случилось следующим образом.
Так как Ламек опирался на юношу, своего сына, и юноша направлял точно руку отца своего в сторону, где он видел добычу, он слышал звук от передвижения Каина туда и сюда в лесу. Вот, Каин не мог находиться на одном месте и оставаться в покое. И Ламек, думая, что это было дикое животное, которое ходило в лесу, поднял свою руку, и, приготовившись, натянул свой лук и выпустил стрелу по направлению к тому месту, и стрела сразила Каина между его глаз, и он упал и умер. И Ламек, думая, что он ранил дичь, сказал юноше, говоря: "Поспеши и да увидим, какую дичь мы ранили". И когда они пошли на место, и отрок, на которого Ламек опирался, посмотрел, он сказал ему: "O, мой господин, ты убил Каина". И Ламек всплеснул руками, и когда он так сделал, он ударил юношу и убил его тоже."
(цитирую по https://nordxp.3dn.ru/apokryph/cavetreasures.htm#ПЕРВАЯ )
.

Ламех убивает Каина. Мозаика собора в Монреале, Сицилия.
.


Убийство Ламехом Каина. Миниатюра из Библии Людовика IX (др. назв. Библия Мациевского)
.
Убийство Ламехом Каина. Миниатюра из Библии XIV века. Англия.
.

Убийство Ламехом отрока - вверху (внизу - избрание Ноя). Миниатюра из Библии XIV века. Англия.
.

Миниатюра с историей убийства Ламехом Каина из Лицевого летописного свода.Ивана Грозного.
XVI век (кн.1).
.
Как видим, в средневековой Руси этот сюжет тоже был известен, но впоследствие полностью отвергнут.
.
Толкование свт. Филарета (Дроздова) на Быт.4:23-24 весьма изощренное, однако его выводы - приходится признать - не менее сказочны, чем древняя легенда о случайном убийстве на охоте:
   "Ламех взял за себя две жены. Вот начало многоженства.  [....]  Слова Ламеха к женам его пересказываются как особенный случай, показывающий характер его, и как повествование вводное; и потому сия часть повествования не имеет ни видимой связи с предыдущим, ни совершенной полноты.
Иудеи, в изъяснение сего повествования, рассказывают, что Ламех слепой, по указанию вожатого, убил стрелою праотца своего Каина, сочтенного за зверя, и таким образом в седьмом роде совершил возвещенное Богом седмичное, как они силятся толковать, отмщение, которое относят они к самому Каину, а не к убийце Каина, и что потом, разгневавшись на отрока, виновника сего убийства, убил также и его. Против сей басни довольно заметить то, что в ней приписывается Ламеху двоякое убийство; но слова: יתרבחל דליו יעצפל יתגרה שיא по известному свойству еврейского языка, изображают одну мысль в двух видах.  [....]
Убил ли (יכ может означать и вопрошение, Исаии XXXVI.19) я человека, чтобы кто мог ранить меня, или отрока, чтобы ударить меня? Ибо за Каина и проч. Определенное значение сей речи может быть выведено из того, что она в повествовании следует за описанием Ламехова многоженства с плодами его и с сильным внушением, как нечто собственно для них важное. По сему соображению, вероятно, что речь Ламехова была оправданием в многоженстве: «Ада и Селла! Жены Ламеховы! Я знаю, что иным двоякое супружество мое кажется странным и противным закону и что меня сравнивают с Каином, как изобретателя нового преступления, но вы не смущайтесь таковыми суждениями и не опасайтесь ничего; послушайте слов моих, вслушайтесь в речь мою: убил ли я человека, как сделал Каин, или отрока, чтобы можно было мстить мне раною или хотя ударом? Ибо если Каин-братоубийца безопасен, то Ламех-многоженец, конечно, еще безопаснее и проч. Так обыкновенно плотоугодник и сластолюбец оправдывает и обеспечивает себя тем, что он не злодей и не убийца."
.
В толковании Лопухина эта легенда вообще не упоминается.  "Песнь Ламеха"  рассматривается не как сообщение о свершившемся факте убийства, а как рассказ о намерении: "Большинство современных экзегетов склоняются  [....], что здесь прошедшее время глагола «убил» употреблено вместо будущего, для выражения несомненности исполнения выражаемого им действия: «я несомненно убью, все равно, как бы уже убил», дерзко и хвастливо заявляет о себе Ламех."
Лопухинского толкования  сейчас и придерживаются священники в вопросоответах..
Tags: Ветхий Завет, толкование Писания
Subscribe

  • Байден и его идея фикс

    Намедни Байден позвонил Путину и предложил встретиться лично в какой-либо третьей стране. А сегодня объяснил, зачем ему это надо: "Я, ДЖОЗЕФ Р.…

  • О Великом посте, карантине и кренделях

    Длительный пост перед Пасхой был введен в первые века христианства, хотя время его соблюдения сначала широко варьировалось. Некоторые поместные…

  • До основанья, а затем...

    У жителей Екатеринбурга и гостей этого города весьма разносторонние интересы - то они идут крестными ходами к Ганиной Яме, то бегут в Ельцин-центр…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments