bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Киприан, митрополит всея Руси. Часть 2. Перед Куликовской битвой.

Период, непосредственно предшествующий Куликовской битве, подробно описывает Патриаршая летопись (ПСРЛ, том XI). Привожу здесь это описание, поскольку оно свидетельствует, что о предстоящем нашествии Мамая великий князь Дмитрий Донской неоднократно советовался с митрополитом Киприаном, хорошо понимавшим сложившуюся ситуацию, и благословение на сражение великий князь получал как от преподобного Сергия Радонежского, так и от святителя Киприана.
"В лето 6888 (1380 год) - Бысть Благовещение в Велик день... - Тогда прииде весть на Москву к великому князю Дмитрею Ивановичу, яко князь Мамай Волжския орды не у к тому князь зовется, но великий сильный царь, и стоит на Воронеже, кочуя во мнозе силе, и хощет на тебе идти ратью. Слышав же сия, князь великий Дмитрей Иванович оскорбися и опечалися зело, и иде в соборную церковь и припаде со слезами ко образу пречистыя Богородицы, Луки Евангелиста письма, и ко гробу великаго чюдотворца Петра митрополита всея Руси, и благословися у отца своего Киприана митрополита всея Руси и сказа ему Мамаево нахождение. (....) и глагола митрополит к сыну своему: "испытай известно, аще тако есть, и собирай воинства, да не безвестно тя изыщут". Он же нача собирати воинства много и силу велию, соединяяся с великою любовью и со многим смирением со князи Русскими и яже под ним беху князи местныя." (....)
"И се паки приидоша иныя вести, глаголюще, яко Мамай неложно грядет с великою яростию во мнозе силе. (....)
И по молитве изыде из ложницы своей, и поим брата своего князя Володимера Андреевича, и иде к отцу своему Киприану митрополиту всея Руси, и рече ему: "неложно, отче, грядет на нас нечестивый Мамай с яростию во мнозе силе". Митрополит же нача утешати его и укрепляти, глагоя сице: "не смущайся убо о сем, господине и сыне мой возлюбленный; многи убо скорби праведным, и от всех их избавит я Господь; и показуя наказа мя Господь, смерти же не предаст мя; Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело; повеж ми, сыне, истину: чим еси к нему не изправился?" Князь великий же рече: "испытахся, отче, до велика и неповинен есмь пред ним ни в чем".
"И се им глаголющим, и абие внезапу приидоше Татарове, послы от Мамая, к великому князю Дмитрею Ивановичу на Москву, просяще выхода, как было при царе Азбаке и при сыне Азбакове Чинибеке, а не по своему докончанию, как ряд был с ним. Князь великий даяше ему по своему докончанию, как с ним ряд был; он же просяше как было при древних царях; князь великий же так не даяше. Послы же Мамая гордо глаголаху и Мамая поведающа близе стояща в поле за Доном со многою силою."
"Князь великий же вся сия поведа отцу своему Киприану митрополиту всея Руси; он же рече: "Видиши ли, господине сыну мои возлюбленный о Господе, Божиим попущением за наша согрешения идет пленити землю нашу; но вам подобает, православным князем, тех нечестивых дарами утоляти четверицею сугубо, да в тихость и в кротость и в смирение приидет; аще ли и тако не укротится и не смирится, ино Господь Бог его смирит; писано бо есть: Господь гордым противится, смиренным же даст благодать. Такоже случися  великому Василию в Кесарии, егда злый отступник Улиан царь идый на Персы и хоте разорити град его Кесарию и вся люди его мечю предати; великий же Василий помолися  Господу Богу со всеми сущими его христианы и собра много злата, хоте дати царю Улиану, ежебы утолити и утишати ярость его; виде же Господь несмирительное сердце Улианово и посла на него воина своего святаго Меркуриа, повеле его зле смерти предати; и тако убиен бысть окаянный Улиан царь Божиею силою. Тако бо Господь повеле христианом творити со смиреною мудростию, якоже глаголет в Евангелии: "будите мудре, яко змии, и цели, яко голуби". Змиева убо мудрость сицева есть: егда некое ей бедное прилучится, егда будет от некоего бьема и уязвляема, тогда все тело свое дает на язвы и биение, главу же  свою всею силою соблюдает; такоже и всяк христианин о Христе, егда тесно и нужно время прилучится ему, гоним, уязвляем, бьем, мучим, вся своя предает, злато и сребро и стяжание, честь, славу, в велице же нуже и тело свое попущает ранимо быти; главу же свою, еже есть Христос и яже в него вера христианская, соблюдает всяким опасением любве Его ради и веры. Тако убо повеле Господь мудре устрояти и исправляти: аще бо стяжания, и имения, и злата, и сребра ищут гонящеи, дадите им, елико имате; аще ли чести и славы хотят, дадите им; аще ли веру вашу отъяти хотят, стойте крепко за сие и сохраняйте всяким опасением. И ты убо, господине, елико можеши собрати злата и сребра, посли к нему и исправися к нему и укроти ярость его." (преподобный Сергий тоже дал совет сначала "почти дары и честию нечестиваго Мамая" - см. ниже).
"Князь же великий Дмитрей Иванович, послушав отца своего Киприана митрополита всея Руси и по совету его посла избраннаго на сицева дела, именем Захарию Тутчева, дав ему два толмача, умеющих Татарский язык. и злата и сребра много отпусти с ним ко царю Мамаю. Доиде же посол до земли Рязанскиа и слышев, яко Олег князь Рязанский и Ягайло князь Литовский приложишася ко царю Мамаю, и посла тайно скоровестника к великому князю на Москву." (....)
Князь Дмитрий Иванович с двоюродным братом Владимиром Андреевичем, с другими князьями и воеводами "умыслиша сторожу уготовати крепкую на поле. И посла на сторожу крепких оружников". Они должны были стеречь. а также съездить "под Орду языка добывати, и истину уведети Мамаева хотения". Место сбора войск Дмитрий Иванович назначил на Коломне 31 июля. От сторожи в поле известий не было и великий князь послал вторую сторожу, те встретили одного из сторожников, ведущего ко князю языка, который подтвердил, прежние сведения, и что Мамай ждет осени и соединения с литовскими войсками. Великий князь повелел всем войскам быть в Коломне 15 августа, в день Успения Богородицы, и там поставить каждому полку воеводу. Что и было исполнено.
"- Восхоте же князь великий идти в монастырь к Живоначальной Троице и преподобному игумену Сергию, и шед, благословися у отца своего Киприана митрополита всея Руси, и прииде в монастырь месяца августа в 18 день, на память святых мученик Флора и Лавра, и восхотел паки скоро возвратитися, понеже мнози начаша ускоряти вестницы, поведающие Мамаево нашествие. Преподобный же игумен Сергий умоли его ести у него хлеба в трапезе: "да даст ти, рече, Господь Бог и пречистая Богородица помощь, и не у еще сие победы венец с вечным сном носити тебе  есть, прочим же мнозем без числа готовится вещи с вечною памятью". И повеле священную воду уготовити, и по восстании от трапезы благослови крестом и окропи священною водою великого князя, и рече ему: "почти дары и честию нечестиваго Мамая, да, видев Господь Бог смирение твое. и взнесет ти. а его неукротимую ярость и гордость низложит".
"И нача просити у него князь великий Пересвета и Ослебя, мужества их ради и полки умеюща рядити, глаголя сице: "отче, даждь ми два воина от соего полку чернечьскаго, дву братов: Пересвета да Ослябя. Сии бо суть ведоми всем ратницы велиции и богатыри крепции и смыслени зело к воинственому делу и наряду. Преподобный же Сергий повеле им скоро уготовитися на дело ратное; они же от всея душа послушание сотвориша к преподобному Сергию, никакоже отвергошася повеления его. Он же даде им оружие в тленных место нетленное, крест Христов нашит на схимах, и сие повеле им вместо шеломов возлагати на главы своя и крепще поборати по Христе на враги Его. И рече им: "мир вам, братия моя возлюбленная о Христе Пересвете и Ослебя, постражите, яко доблии воини Христови, понеже время нашея купли прииде". И благослови крестом и окропи священною водою великого князя и тех своих дву иноков Пересвета и Ослеби, и всех князей и бояр и воевод, и глагола великому князю: "Господь Бог будет ти помощник и заступник, и Той победит и низложит супостаты твоя и прславит тя".
Князь великий же приим благословение от преподобнаго и обвеселися сердцем, еже рече ему преподобный Сергий: "Господь Бог будет ти помощник и заступник, и Той победит и низложит супостаты твоя и прславит тя". И сие держа во уме своя, яко некое сокровище, и не поведа никомуже; и пришед во град Москву и благословися у отца своего Киприана митрополита всея Руси, и поведа ему единому, еже рече ему преподобный Сергий. Глагола ему митрополит: "не повеждь сие никомуже, дондеже Господь в благое изведет".
"- Князь великий же Дмитрей Иванович вниде в соборную церковь и паде ниц предо образом пречистыя Богородицы, юже Лука Евангелист написа, моляся получити помощь на враги; также иде ко гробу святаго чюдотвоца Петра и припаде со слезами, моляся получити помощь и заступление от врагов и низложити гордость их и суровьство; и кончав молитву, иде ко отцу своему Киприану митрополиту всея Руси, прощения и благословения прося."
"Митрополит же прости его и благослови, и знаменова его честным крестом. и окропи его священною водою и посла презвитеры и дьякони многи с честными кресты и священною водою в Никольские, и в Фроловские, и в Константиноеленьския врата благословляти всех, да всяк воин благословится им и священною водою окропится. Князь великий же пойде во святую церковь святаго архистратига Михаила, и у икон знаменовася и помолися, и угробов родителей своих простися и благословися. И изыде из церкви и, вседе на конь, пойде к Коломне;..."
Tags: Церковь, история, митрополит Киприан
Subscribe

  • Двунадесять языков, четырнадцать держав

    По вечерам мы теперь читаем мемуары об Александре I. Я часто чувствую, как при этом чтении кровь мне бросается в лицо. От царствования Александра I…

  • Мода-погода

    Сегодня мороз и солнце, день чудесный. После трехдневного снегопада на газонах большие снежные сугробы. Проезжие части улиц расчищены от снега, а…

  • Дудка крысолова

    "Немецкая волна" сообщила, что в Германии переписали Библию для поколения Z, выросшего в эпоху интернета и привыкшего общаться в чатах,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments