bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Киприан, митрополит всея Руси. Часть 3. Святитель.

Важность трудов митрополита Киприана для церковной жизни показывает такой документ, как Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу составленного Лаврентием катехизиса (1627 год): "Лаврентии рече: «Да где же у вас взялись греческие правила?» Мыж паки рехом: «Киприян митрополит киевскии и всея Русии, егда прииде ис Констянтина града на русскую митрополию,  и тогда с собою привез правильные книги християнского закона греческого языка правила, и перевел на славенский язык и Божиею милостию пребывают и доныне без всяких смутов и прикладов новых вводов; да и многие книги греческого языка есть у нас старых переводов, а ныне к нам которые книги к нам входят печатные греческагож языка и будет сойдутца с старыми переводы и мы их приемлем и любим, а будет что в них приложено ново и мы тех не приемлем, хотя они и греческим языком тиснуты, потому что Греки живут ныне в великих теснотах в неверных странах и печатати им по своему обычаю невозможно.» (Московские соборы эпохи падения московского патриархата в XVII веке, С-Пб., 2015, стр.316)
Современный ученый О.Г. Ульянов, говоря о связи митрополита Киприана с Афоном, подчеркивает, что "при митрополите Киприане  в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров.  Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами."  В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) "Рассуждение о времени преложения Св. Даров" (1847 г.) прямо указано, что  "призывается Дух Святый, как совершитель пресуществления". Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством."
Автор полагает, что богословие "Троицы" Андрея Рублева принадлежит митрополиту Киприану и принесено им с Афона (Ульянов О.Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600- летию преставления святителя), 2005 г. - http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm ).
Большой интерес представляет исследование украинского историка Ф.А. Шабульдо.
Еще в 1987 году он в своей монографии "Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского"  провел детальный анализ летописей и пришел к следующему выводу: "Таким образом, на основании анализа летописных данных можно утверждать, что посольство Дмитрия Московского было отправлено в Киев 5 февраля 1380 г., а сам Киприан на правах митрополита "всея Руси" прибыл в Москву 3 мая того же 1380 г." (заметим - как и говорится в Патриаршей или Никоновской летописи).
Отмечая, что данный вывод находится в противоречии с укоренившимся от Н.М. Карамзина до И.Ф. Мейендорфа представлениями о времени возвращения Киприана из Константинополя в Киев, определяемом не ранее июня 1380 г. (в Симеоновской летописи, Рогожском летописце и др. - 1381 г.), автор подробно анализирует связанные с этой датировкой хронологические построения, и убедительно доказывает, что они не являются достаточно аргументированными.Исследования Ф.А. Шабульдо позволили ему составить непротиворечивую историческую реконструкцию событий: "Из приведенных выше фактов складывается такая картина. Осенью 1379 г. правительство московского великого князя Дмитрия Ивановича ввиду приближавшейся неминуемой схватки с Ордой встало на путь консолидации всех антиордынских сил на Руси и решительной вооруженной борьбы с Мамаем. Повороту политического курса Москвы к открытой конфронтации с Ордой способствовало новое соотношение политических сил в Великом княжестве Литовском, сложившееся под воздействием усилившегося процесса его децентрализации. Появилась реальная возможность ослабить силы мамаевого союзника великого князя литовского Ягайла и привлечь на сторону антиордынской коалиции русских княжеств подвластные Литве и расположенные в стратегически важном районе московско-литовско-ордынского пограничья Чернигово-Северское и Киевское княжества, где особенно сильным было влияние киевского митрополита Киприана. В этой обстановке московский великий князь Дмитрий Иванович отказывается от курса, направленного на создание подчиненной его власти отдельной от киевской митрополии церковной организации. Он идет на то, чтобы восстановить митрополию "всея Руси" во главе с Киприаном, при посредничестве которого, по всей вероятности, уже на исходе 1379 г. наладил политическое сотрудничество с феодальной знатью княжеств Среднего Поднепровья. Результатом этого сотрудничества явился глубокий рейд московской рати, выступившей в декабре 1379 г. от рубежей Брянщины на юг, в направлении Киева. Преследуя цель освободить свои владения от уплаты ордынской дани и верховной власти литовских феодалов, правители Чернигово-Северского и Киевского княжеств Дмитрий и Владимир Ольгердовичи, подобно тому как двумя годами ранее князья Волынской и Подольской земель, отказались признавать верховенство Ягайла. Побуждаемые своим феодальным окружением они перешли ("в ряд") на службу к московскому великому князю. Лишь затем, 5 февраля 1380 г., из Москвы в Киев отбыло посольство с официальным приглашением Киприану занять в качестве митрополита "всея Руси" постоянную резиденцию в Москве, куда он и прибыл 3 мая 1380 г. " (Ф.А. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, изд. "Наукова думка", 1987 г.)
Общественно-политическую роль митрополита Киприана показал ученый-византинист Г.М.Прохоров:
"В карьере Киприана отразились во всей своей сложности и противоречиях многие процессы церковно-политической жизни Восточной Европы в период с начала 70-х гг. XIV в. до самой его смерти (1406). Он стал первым митрополитом без санкции ханской власти, выступал против освящения иноземного ига церковью. Как глава церкви на Руси, настойчиво стремившийся к сохранению целостности ее организации под своей властью и активизации антиордынской борьбы в общерусской масштабе, он пользовался поддержкой высших слоев духовенства и значительной части светских феодалов и оказал весьма заметное влияние на ход важнейших политических событий, на развитие литературы и публицистики того времени."  (Прохоров Г.М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. - Л., 1978., переизд. 2000).
Понятно, что этим значение деятельности святителя Киприана отнюдь не исчерпывается.

Для справки:
- Симеоновская летопись (ПСРЛ, т.18, изд. С-Пб, 1913 год) - летопись конца XV века, сохранившаяся в единственном полном списке XVI века. Открыта А.А. Шахматовы и названа им так по имени одного из владельцев рукописи — книжного редактора XVII в. Никофора Симеонова. Происходит из коллекции Феофана Прокоповича (XVIII век). Охватывает период с 6685 (1177) по 7002 (1493) годы. Ни про посещение прп. Сергия Радонежского, ни про Ослябю там нет никаких упоминаний; среди убитых назван Александр Пересвет (стр. 130).
- Рогожский летописец - летописный список, датируемый второй пол. XV века, обнаружен Н.П. Лихачёвым в 1906 году в архивах старообрядческого Рогожского кладбища, издан в 1922 году. Охватывает период до 1412 года.
- Патриаршая или Никоновская летопись - считается крупнейшим памятником летописания,  датируется начлом XVI века. (ПСРЛ, тома IX—XIV. СПб, 1863 — Пг., 1918). Названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков, известна в 9-и списках (Ссылки даются по ПСРЛ, т.11, изд. С-Пб, 1897 год).
Tags: Церковь, история, митрополит Киприан
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments