bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Памяти отца Димитрия Смирнова

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

Запись 12 января 2020 года - в преддверии последнего года его земной жизни

.


Из  расшифровки:

– Вопрос телезрителя: «Можно ли верить в Бога, не придерживаясь ни одной из религий? Ведь большая часть населения планеты так и живет».

– Конечно, можно! А можно и вообще не верить или верить в звездочки и созвездия. А можно вообще просто водку пить и смотреть только телешоу. Люди свободны. Полная свобода может быть, если человек познает истину. А то, что большинство населения Земли не знает Христа, нам известно. В огромных странах (таких, как Китай, Индия) во Христа верует только незначительная часть населения.

Апостол Павел про это сказал: Все мне позволительно, но не все полезно. Какая польза от глубокой и просвещенной веры во Христа? Человек с помощью этого пути наследует вечную жизнь. А большинство людей не наследуют вечной жизни по причине того, что врата в жизнь вечную – Христос. Он Сам про Себя говорил: Я есть дверь: Мною аще кто внидет, спасется. А кто не внидет, тот не спасется.

Но большинству людей спасение нужно только от инфаркта, инсульта и рака. Вот то, что их пугает. А остальное их не пугает. Пусть умру – и лопух вырастет. Никаких раздумий: если ты сегодня утром умрешь, что будешь делать вечером? Душа-то бессмертна.

– Есть люди, которые, немного почитав о древних традициях и правилах, ратуют за возвращение к тому, что было в начале христианской эпохи. А это сильно разнится с традицией, в которой мы сейчас живем.

– Есть много разных людей. И я таким был, когда мне было 20 лет. В этом ничего удивительного нет. Мне эти мнения, ходатайства знакомы наизусть – можно сказать, с детства. К этому вопросу нужно подходить с точки зрения церковной пользы. Как говорил наш гениальный русский историк, канонично все, что полезно Церкви. Это замечательная фраза очень глубокого человека.

При патриархе Алексии II, например, были внесены изменения в Служебник. На основании Архиерейского чиновника исправлен иерейский Служебник. Очень правильно, грамотно. Никто и не заметил. Всякие изменения в сложившийся веками чин должны вноситься так, чтобы это было незаметно.

– Не нарушало общецерковного строя.

– Не нарушало, потому что тут очень много всего… Это должно сочетаться с церковными песнопениями и так далее. Патриарх правильно сказал: о реформе перевода со славянского на русский даже речи не идет. Потому что мы не можем терять эту драгоценность.

Возьмем сербское богослужение… Извините меня, это не перевод – вульгаризация. Очень печально. А нам надо, наоборот, сохранять высокий штиль церковнославянского языка, который создан специально для богослужений. Это язык ни дворянства, ни черни. Это язык богослужебный. Мы, конечно, можем менять некоторые слова, делать какие-то инверсии, но сам язык должен сохраняться.

– У человека такое сознание: быть как все. Это часто звучит.

– Господь сказал: Не бойся, малое стадо! Все не могут быть христианами. Это совершенно исключено. Святые отцы заметили, что люди разделяются на три группы: плотские, душевные и духовные. В зависимости от того, что преобладает в их жизни и сердце. Плотским главное – поесть. Что для них Новый год? О чем они больше всего говорят? О шампанском, оливье и «Селедке под шубой». Добавим сюда петарды. Часть людей гибнет, другая часть – калечится, а третья – остается без глаз. Вот и весь Новый год. И искусственно вызываемое веселье.

Переход цифр от 31-го к 1-му будет и в январе, и от 29 февраля к 1 марта. И по этому поводу не надо спать? Жечь электричество? Опять есть оливье? Что мы празднуем? Какое событие? Никакого. Это условно Петр Алексеевич решил, что мы будем, как в Европе, начинать год 1 января.

Потом большевики изменили юлианский календарь на григорианский – и это сдвинулось с 14-го (по их стилю) на 1-е (по новому). Что хотят, то и делают. Завтра наше правительство захочет и поменяет на 16 мартобря. И все. И будет.

Другое дело Рождество. Это событие вселенского масштаба. Или Обрезание Господне. В этом событии есть смысл. Это великий праздник. А какой смысл в Новом годе?

– Его именуют семейным праздником.

– Так назвать-то можно хоть бразильским: это наш родной, советский бразильский праздник. Он задуман, чтобы вынести Рождество.

– Вытеснить его.

– Да, подвинуть.

– В общем, очень даже удалось.

– А просто сделали кальку.

– Рождественскую елочку назвали новогодней.

– Да. Просто заменили названия. Как поменяли названия улиц во всех городах. У нас все города построил Ленин. Везде улица Ленина главная. Ленин, Ленин, Ленин… Который опустошил Россию. Самое большое опустошение было при нем. Потом его верный соратник, наш «Ленин сегодня», продолжил дело Ленина.

– Вопрос: «Отец Димитрий, что, по Вашим наблюдениям, объединяет людей, приходящих к Богу в сознательном возрасте? Понятно, что многие беды, жизненные тупики. И все-таки не у всех так. Есть ли общая черта у людей, приходящих к Богу после многих лет безбожия?»

– Интерес к жизни Христа Спасителя. Я помню, мы, будучи студентами, всей нашей группой из института ездили в храм, который стоял на окраине Московской области. Мы были разными людьми, но у всех был интерес к этому.

– Жил человек совершенно равнодушным… Или как?

– Нет. Я, например, никогда не был равнодушным. С тех пор как я ощутил себя человеком (я думаю, что это было года в три), меня эти вопросы очень занимали. Я молился Богу еще в детском саду. Бог мне помогал. На опыте молитвы вера и зиждется. Я никогда не был неверующим.

А в институте все ребята, которые с нами ездили (девочки даже были), искали Бога.

– То есть та жизнь, которую проводит человек, перестает его удовлетворять…

– Когда у меня появилась Библия, я уже не мог читать художественную литературу: она казалась мне чрезвычайно пресной и даже чудной. Человек бьется над какими-то проблемами, пытается их решить, осмыслить… А все уже давно решено!

Будет ли профессор математики, высшей алгебры, тензорного анализа или специалист по топологии читать учебник по арифметике? Вся художественная литература представлялась мне совершенно неинтересной преснятиной.

Когда я уже достаточно погрузился в Библию, то потихонечку начал возвращаться... Меня интересовало уже совершенно другое: фраза, слог, красота выражения, то есть художественная часть…

– Не сюжет.

– Ну что Толстой может написать особенного для христианина? Только что-то возмутительное. Но сама художественность чрезвычайно велика. Можно обращать внимание на совершенно другие вещи.

Нас объединяла (хотя мы все были разные) любовь к изобразительному искусству, но у всех были разные любимые художники, все читали разные книги…

– И все-таки вместе.

– А это главное, что нас объединяло: мы вместе пели, слушали нашего священника, который нам каждую службу проповедовал, потом вместе садились за стол. Это было такое время!..

Я 9-го числа был у товарища, который тоже ездил туда, и посмотрел фотографию. Как же интересно! Какими мы были! Чудными.(Смеется.) Ну такие хорошие все – просто невозможно!

----------------------------------

Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного Димитрия!

Жительством во благочестии, и украшен священник Твой, Христе, жрец и приноситель Божественных Таинств, Твоим Божественным повелением прейде от житейских молв к Тебе: егоже яко священника, Спасе, приими, спаси, и с праведными упокой, его же принял еси, великия ради Твоея милости.

Tags: дни памяти, духовенство, события
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment