bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Про один старый политико-церковный проект

В конце XIX - начале ХХ века в России серьезно обсуждался вопрос о соединении Русской Церкви с Англиканской.
Фактически это началось со времени поездки императора Николая II и Александры Федоровны в Англию в 1896 году.   Автором идеи была, судя по всему, королева Виктория - Granny, как называл  ее Николай II (она была бабушкой Аликс).  Эта идея входила составной частью в общий политический проект "сближения", активно обсуждавшийся в замке  Балморал  королевой Викторией и маркизом Солсбери, премьер-министром Великобритании, с императором Николаем II.
Из девника Николая II:
15 сентября. Воскресение. ... В 12 час. поехали в церковь; в первый раз присутствовал на шотландской службе. Завтракали семейством. .... Имел разговор с Salisbury.
17 сентября. Вторник ...  Вернулись домой с Granny. Имел еще дополнительный разговор с Salisbury.
20 сентября. Пятница. ... сидел у Granny и имел с ней политический разговор. ..
Королева Виктория, в свою очередь, писала в дневнике:
"Я сказала,что так важно, чтобы Англия и Россия шли вместе, ибо они являются самыми могущественными империями и поэтому - гарантией мира...".
.

.
На следующий год  (1897)  архиепископ Антоний (Вадковский) был послан в Лондон  по случаю празднования 60-летнего ("бриллиантового") юбилея королевы Виктории, имея поручение наладить отношения с англиканскими иерархами; миссия была выполнена и  переговоры о соединении Русской Церкви с Англиканской постепенно начались.
В воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского) упомянут интересный факт:
"В "салоне" гг. Шварц на Знаменской улице собирались не только для докладов на религиозные темы, ... а также обсуждали вопрос о соединении христианских церквей. Я тоже там бывал и даже выступал на докладах по вопросу о сближении Англиканской Церкви с Православной. Этот вопрос интересовал некоторые круги не только церковные, но и светские. Было организовано даже особое "общество"; я состоял его деятельным членом и иногда председательствовал на его собраниях. Мы однажды, кажется в 1912 году, встречали группу англиканских епископов, приехавших знакомиться с Русскою Церковью, показывали им петербургские соборы, наше богослужение, устраивали беседы, духовные концерты."  (Митрополит Евлогий Георгиевский. Путь моей жизни, гл.13.).

О богослужении "на западный манер" в храме при Управлении уделами - ведомстве, управлявшем землями и имениями императорской семьи - митрополит Евлогий вспоминает: "Эта домовая церковь  посещалась аристократией; для молящихся было много удобных кресел, чудно пел известный хор композитора Архангельского, а службы были так коротки, что давали повод архиепископу Антонию Волынскому (Храповицкому) к насмешливым замечаниям: "Кажется, у вас бывает нечто вроде всенощной?" или: "И обедня у вас такая же краткая? А пресуществление Святых Даров у вас бывает?"
.
Судя по году, указанному митрополитом Евлогием (1912), переговоры оживились после того, как на английский престол взошел король Георг V, который был "двойным" кузеном царственной четы - двоюродным братом Николая II (их матери - родные сестры) и двоюродным братом Александры Федоровны (его отец и её мать - родные брат и сестра). Очевидно, переговорный процесс  был прерван с началом Первой мировой войны.
.
Интересно, что в 1930-х годах свт. Серафим (Соболев) в статье "К вопросу о соединении Англиканской церкви с Православной Церковью" подробно разбирал все "за" и "против", хотя к тому времени ситуация в мире настолько изменилась, что сама постановка вопроса тогда утратила всякие черты реальности.
-----------------------------------------
Но времена снова меняются.
Современные экуменисты любят говорить, что "наши перегородки не доходят до небес" -  об истории и авторстве этой фразы сказано у митрополита Евлогия:
"Кстати упомяну, что Киевскому митрополиту Платону (Городецкому) принадлежат слова, которые сохранили жизненную силу до наших дней: "Перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба..." Произнесены они были при следующих обстоятельствах. Владыка Платон в г. Коростышеве Киевской губернии, проезжая мимо костела, вдруг заметил нечто необычайное: звон колоколов... и ксендз на пороге стоит с крестом в руке. Он вышел из экипажа, вошел в костел, помолился и сказал ксендзу, что рад его приветствию, и произнес вышеприведенные памятные слова. Это проявление братского христианского единения повлекло неприятность для обоих: и католическое и православное духовное начальство было этой встречей недовольно...".
.
Как видим, то, что произрастает сейчас, было посеяно очень давно. Косить бесполезно, только корчевать, - но и тогда с соседних огородов будут прилетать всё новые семена.
Tags: история, персонажи, экуменизм
Subscribe

  • Древнеримский детектив

    Ромул, основатель Рима, исчез в ноны июля (или, по-старинному, квинтилия), и о его кончине не существует никаких надежных, всеми признанных за…

  • Царский духовник и цезарепапизм

    Когда император Александр II вертел столы, вызывал духов и флиртовал с фаворитками, у него на полочке пылилась книжка его духовника Василия Бажанова…

  • Пишите нам, подруги,...

    Гоголевский почтмейстер Иван Кузьмич , простодушный до наивности человек, распечатывал чужие письма "не то чтоб из предосторожности, а больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments