bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Крестить и короновать посмертно.

Среди писем отца Иоанна (Крестьянкина)  встречаем удивительное сообщение:
"Дорогой о Господе отец Иоанн!... В наших краях бывают случаи, когда в церковь приходят печатать некрещеных умерших. Тогда, бывает, священник посмертно совершает Таинство крещения. Я слышала, что крестили уже погребенных. А затем уже печатали. ... Наверное, это неправильно. ... Но спросить не у кого. ..." (Что здесь подразумевается под словом "печатать" - не вполне ясно, похоже на нечто из практики мормонов)
Отец Иоанн, понятное дело, ответил так:
"Т.! То, что пишете Вы в отношении крещения мертвых, кощунство и хула! Чтобы Вам и Е. не быть соучастниками страшного дела, непременно и срочно поставьте в известность об этом своего правящего Архиерея. Остальное будет уже его дело. Молчать нельзя никак. ... Господь с Вами!"  (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), изд. Псково-Печерского монастыря, 2006 г., стр. 397)
Прецедент крещения умерших на Руси известен из Повести временных лет - в год 6552 (1044)  выкопали из могил  двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы (Десятинной) по повелению  Ярослава Мудрого, их племянника. К тому времени в Десятинной церкви уже покоились умершие в христианстве княгиня Ольга, князь Владимир и его жена гречанка Анна.
По гипотезе Ф.Б. Успенского, Ярополк и Олег, выросшие при своей бабушке, княгине Ольге, прошли оглашение, и якобы поэтому Ярослав крестил и перезахоронил в церкви останки именно этих своих родственников. (Успенский Ф.Б. Скандинавы — Варяги — Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002).
Правило 26-е Карфагенского Собора (397-419 гг.)  - Положено, да не дастся евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите, ядите (Мф.26:26), но тела мертвых ни прияти, ни ести не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже. (Никодим Милаш поясняет, что этот обычай "перешел к христианам от монтанистов, совершавших крещение и над мертвецами, и распространился не только в Африканской церкви, но и в некоторых других странах.")
Сомнительно, чтобы Ярослав Мудрый не знал этого правила, тем более митрополит и священники-то должны же были знать.
Но  у власть предержащих свои законы.
После смерти Екатерины II, когда прах ее еще не был погребен, Павел I приказал вынуть из-под пола Александро-Невской лавры останки Петра III и переложить их в такой же гроб, в каком покоилась Екатерина II.
25 ноября Павел I торжественно возложил на гроб отца императорскую корону и произвел его посмертную коронацию, которую Петр III не успел осуществить при жизни. Неизвестно, была ли только коронация останков, или и моропомазание тоже.
Интересно, что Павел I заставил Алексея Орлова и Федора Барятинского - главных из оставшихся в живых цареубийц - идти за гробом Петра III и стоять в соборе все время службы. Когда Орлов вернулся домой, его ждал подарок от нового императора — золотая, усыпанная бриллиантами табакерка, на крышке которой вместо портрета царя была изображена виселица. (В.Балязин. Эпоха Павла I)
Церемония похорон обоих супругов, растянувшаяся на полтора месяца, завершилась 18 декабря 1796 года в Петропавловском соборе.
Tags: история, кунсткамера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments