bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Натюрморт с основоположниками марксизма-ленинизма

Как известно, натюрморт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — жанр изобразительного искусства, в котором объектами изображения являются неодушевлённые предметы.
Одним из известных советских мастеров натюрморта был художник Илья Иванович Машков (1881-1944). Наркомпрос Луначарский А.В, обсуждая VII выставку  АХРР «Революция, быт и труд» 1925 года, так говорил  о Машкове: «Машков художник в высокой степени замечательный, от которого можно многого ждать. .....  Машков приобрел то высокое мастерство непререкаемой реалистической убедительности и красочной звучности, которые необходимы для создания революционной картины. Я знаю, что Машков не хочет сразу взяться за нее. .... , но я верю, что Машков даст нам настоящую революционную картину. Конечно, расстояние до нее от винограда и кренделей Машкова с VII выставки еще большое, но и сил у художника чрезвычайно много, и сознание именно этой цели — революционной картины —- в нем крепко, и подготовительная работа его дает не какие-то леса и подпорки, а тоже шедевры в своем роде.» (цит. по Перельман В.Н. Илья Машков. Изд. "Советский художник", М., 1957 г. https://pv-gallery.com/downloadFile?objectId=21617976 )
Ожидания надо было оправдывать, тем более, что Приказом Совнаркома  Машкову к пятидесятилетию назначили пожизненную персональную пенсию.
Созрел для революционной картины Машков аккурат перед XVII съездом ВКП(б), который проходил в Москве  26.01-10.02.1934 года. В подарк съезду художник написал особенный - сугубо революционный - натюрморт:
.
И.И. Машков. "Привет XVII съезду ВКП(б)". 1934 г.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
.
Бюсты основоположников, конечно, предметы неодушевленные. Но сам-то Сталин был в это время жив-здоров,  а Ленин - всегда живой. Время было такое, что запросто могли автора "неправильно понять".
К тому же бюст Маркса вроде как золотой, Энгельса - серебряный, Ленина - бронзовый, а Сталина, надо думать, мраморный (ну не гипсовый же!), т.е. менее  долговечный, чем остальные. Трое стоят на пьедестале,  напоминающем мавзолей, а Ленин парит над всеми.
С другой стороны, Сталин - центр композиции, весь белый, яркий, по бокам от него душистые розы, в то время как у бюстов Маркса-Энгельса хоть и бессмертники, но какие-то неказистые, и несколько ягодок, - зато, правда, у них над головами нимбы в виде пышных маков. Ленин удачно вписан в звезду - красную, но намного бледнее маков, роль которых  не только декоративная, но и  композиционно объединяющая.
Чем дольше смотрю на этот революционный натюрморт, тем настойчивее мысль: "Может, не так-то прост был Илья Иванович Машков?". Для прояснения композиции иногда полезно схематично отобразить главные оси и узлы. Сделала я это, и вот что получилось:
.

.
Да,  Всевидящее око в Лучезарной дельте. Вот такая композиция, такой "соцреализм".
А сознательно художник так сделал или  по наитию - этого уже никто не узнает.
Tags: альбомчик, картины, персонажи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments