bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

О "симфонии властей"

Обычно, когда говорят о том, что церковные иерархи не должны идти на поводу у светской власти, приводят в пример святителя Митрофана Воронежскго, который отказался посетить свежесрубленный деревянный дворец Петра I в Воронеже из-за находившихся во дворе языческих статуй. Петр разгневался и стал грозно призывать его через гонцов, но святитель не пошел и начал готовиться к смерти, предпочитая умереть, нежели войти туда, где были идолы. Это устыдило Петра и он убрал статуи.
Не исключено, что составители жития святителя Митрофана - по законам жанра - несколько преувеличили серьезность конфликта. Судя по этому же житию, отношения между царем и епископом были самые теплые и  полезные взаимно. Владыка помогал царю деньгами  и мотивацией паствы на строительство флота, а царь осыпал владыку разными милостями.
.

Корнелий де Бруин. Вид на Воронеж с Чижовских высот. 1703 г.
.
Петр I приехал в Воронеж  в1696 году и оставался в городе с 29 февраля до 3 мая, работая на верфи и руководя постройкой судов для похода на Азов. Поселился он тогда у реки, в избе подъячего Игната Моторина в Успенской слободе,  и в город (крепость) поднимался только на Благовещение и на Пасху, чтобы присутствовать в Благовещенском кафедральном соборе за Литургией, которую совершал епископ Митрофан Воронежский. Причем, на правом клиросе пели государевы певчие. На  Пасху, при начале Пасхального канона  палили пушки с царской флотилии, а по окончании богослужения Петр пожаловал святителю два архиерейских облачения: одно белое «камчатое» с «золотными» травами, и другое «золотное» с серебряными и шелковыми разноцветными травами.
Весной 1699 года, когда в Воронеже снова ждали Петра, святитель Митрофан загодя готовился к угощению царя на  трапезе в престольный праздник 25 марта. Он писал острогожскому полковнику Ф.И. Куколю: «приходит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а на Воронеже соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Пожалуй, Феодор Иоаннович, к такому честному празднику и ради пришествия великого государя, прикажи промыслить свеженького осетрика да белужины свежей или хотя новосольной. А у нас на Воронеже взять и сомины негде».
В тот приезд Петр, после Литургии в Благовещенском соборе,  приказал приписать «ради малой Воронежской епархии и домовых всяких нужд» к архиерейскому дому святителя Даншинскую пустынь у реки Дона, в Елецком уезде, а к Воронежской епархии ряд городов от Рязанской и Белгородской епархий. Он пожаловал Воронежской епархии свою волость Мокрый Боярок с приселками, а архиерейскому дому отдал в безоброчное владение принадлежавшую Белгородскому митрополиту мельницу на реке Сосне, в городе Острогожске.
Осенью 1699 года Петр приехал в Воронеж  по дороге из Азова, навестил болеющего святителя и «изволил» у него «кушать хлеб». Для приготовления обеда святителем были приглашены государевы повара и скатертник.
Весной 1700 года царю Петру очередной раз был в Воронеже. На Благовещение он присутствовал за богослужением,  а потом обедал у святителя со всей своей свитой.
Последнее свидание святителя и государя было в феврале 1703 года, когда царь, пользуясь перерывом в войне со шведами, прибыл в Воронеж. Он посетил святителя Митрофана, был принят с обычным гостеприимством и затем прислал ему в подарок «печатный чертеж о Слюсенбурхе», то есть изображение взятия русскими войсками 11 октября 1702 года шведской крепости Нотебург, переименованной Петром Великим в Шлиссельбург.
Осенью того же года Петр I, узнав о кончине святителя Митрофана, ускорил свой приезд в Воронеж, присутствовал на погребении 4 декабря 1703 года и даже нес гроб с телом покойного.
-------------------------------------
А вот между патриархом Адрианом и Петром I отношения не сложились. На отпевание патриарха осенью 1700 года Пётр I не приехал, сославшись на государственные дела. Не сложились и отношения между Петром I  и местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским, хотя поначалу царь сам его выдвигал.
Выходит, для "симфонии властей"  надо точно знать, протв чего возражать можно, а против чего - нельзя.
Tags: персонажи, симфония властей
Subscribe

  • Двунадесять языков, четырнадцать держав

    По вечерам мы теперь читаем мемуары об Александре I. Я часто чувствую, как при этом чтении кровь мне бросается в лицо. От царствования Александра I…

  • Байден и его идея фикс

    Намедни Байден позвонил Путину и предложил встретиться лично в какой-либо третьей стране. А сегодня объяснил, зачем ему это надо: "Я, ДЖОЗЕФ Р.…

  • О Великом посте, карантине и кренделях

    Длительный пост перед Пасхой был введен в первые века христианства, хотя время его соблюдения сначала широко варьировалось. Некоторые поместные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments