bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Другая жизнь. Часть 2.

В то время, как отдаленные монастыри жили своей монашеской жизнью, о которой вспоминал Феофан Новоезерский, и читали, переводили, переписывали святоотеческие книги,  в столицах лучшие умы тоже были озабочены поисками духовности, но совсем в другом направлении.
По инициативе профессоров Московского университета известных масонов И.Г. Шварца и Н.И. Новикова и при поддержке его куратора М.М. Хераскова было создано Дружеское ученое общество, а при нем Филологическая и переводческая семинария. Будучи "явлением внецерковной религиозности, свободной от всякого церковного авторитета", масонство "с одной стороны… уводило от вольтерианства, с другой стороны — от церкви" (В.В. Зеньковский "История русской философии"). Предполагалось, что масоны  высоких степеней  общались с Богом непосредственно, как Моисей на Синае, или через ангелов.
И.В. Лопухин так определял цель Дружеского ученого общества: "цель сего общества была: издавать книги духовные и наставляющие в нравственности и истине евангельской, переводя глубочайших о сем писателей на иностранных языках, и содействовать хорошему воспитанно, помогая особливо готовившимся на проповедь Слова Божия... Для него и воспитывались у нас более 50 семинаристов, которые были отданы от самих епархиальных архиереев с великою признательностью."
Большинство воспитанников Филологической семинарии, в том числе Стефан Глаголевский (будущий митрополит Серафим), Матвей Десницкий (будущий митрополит Михаил) и многие другие приобщились к масонству именно здесь. Видимо, семинария и учреждалась главным образом для этой цели.
Покровительствовал всем этим начинаниям, наряду с многими знатными и богатыми людьми, поначалу и митрополит Платон (Левшин).  "А когда в 1782 году открыто в москве Дружеское ученое общество и при оном учреждена Филологическая семинария для образования 35 питомцев, то по просьбе Общества сего, пресвященный Платон, бывший тогда архиепископ Московский, избрал в оную несколько студентов из подведомственных ему Духовных училищ. В числе их был и преосв. Михаил, в мирянах именовавшийся Матфей Десницкий." (митр. Евгений Болховитинов "Словарь о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви").
В 1779 г. Новиков арендовал на 10 лет университетскую типографию, на имя Лопухина  также была открыта типография.  Десятилетие 1779-1789 годов В.О. Ключевский назвал "новиковским".
455 сочинений и переводов, напечатанных в типографиях Новикова, были по  повелению Екатерины II просмотрены преосвященным Платоном в 1787 году и разделены им на 3 разряда.  В 1-й разряд он поместил "книги собственно литературные" с пожеланием, чтобы "книги в этом роде, были более и более распространяемы и содействовали бы к образованию".  Во 2-й разряд он поместил "книги мистические, которых не понимаю, а потому не могу судить о них". Трактаты Сен-Мартена «О заблуждениях и истине»,  Арндта "Об истинном христианстве", книгу "Избранная библиотека христианского чтения" и др. преосв. Платон отнес к числу "сумнительных и могущих служить к разным вольным мудрованиям, а потому к заблуждениям и к разгорячению умов".  Архитектор В.И. Баженов (член ложи "Девкалион"), часто ездивший в  Петербург, передал две последние книги цесаревичу Павлу и он их "милостиво принял". Баженов отвозил Павлу и "Краткое извлечение лучших изречений и правил из четырех книг о подражании Христу Фомы Кемпийского" в русском переводе, которые тот тоже принял милостиво.  Но в 1792 г., под впечатлением от ареста Людовика XVI, Павел уже высказывал неприязнь к масонству, он говорил Баженову "Я тебя люблю и принимаю, как художника, а не как мартиниста; об них же и слышать не хочу, и ты рта не разевай об них говорить". (Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII-го века, 1780-1792 гг.).
Только 6 книг, отнесенных преосв. Платоном к 3-му разряду - "книги самые зловредные, развращающие добрые нравы и ухищряющиеся подкапывать твердыни святой нашей веры" -  были запрещены (Апология, или защищение В.К. (Вольных каменщиков); Братское увещевание к некоторым братьям В.К.; Карманная книжка для В.К.; О заблуждениях и истине; Химическая псалтырь или философия правила о камнях мудрых, соч. Парацельса; Хризомандер, аллегорическая и сатирическая повесть).
Особенно популярен был среди московских масонов Сен-Мартен «О заблуждениях и истине» (перевод П.И.Страхова, 1785 г.). Сочинения Бёме, немецкого теософа, долгое время распространялись с заглавием «иже во святых отца нашего Иакова Бемена»  (переводы С. Гамалея, А.Ф. Лабзина)
Указ, вышедший июле 1787 года, воспрещал продажу всех кних "до святости касающихся", если они напечатаны не в синодальной типографии.
Tags: история, книги, персонажи
Subscribe

  • Ну что, брат Пушкин? - Да так как-то всё...

    Миниатюра архимандрита Зинона (Теодора) из "Жития святителя Филарета Московского", на которой он изобразил беседующих свт. Филарета и…

  • Косма, Дамиан и "наше всё"

    Уникальная в своем роде икона Космы и Дамиана, на которй святым придан облик А.С. Пушкина и В.И. Даля, была написана для нижегородского храма Космы и…

  • Из записок Пушкина. О Крыме

    Разговоры с Н.К. Загряжской: "Потемкин, сидя у меня, сказал мне однажды: «Наталья Кириловна, хочешь ты земли?» —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments