bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

О "пространственном воображении"

Когда вы приступаете к работе над росписями, на что, прежде всего, обращаете внимание?
– На иконописный канон. Есть веками сложившаяся традиция: где и как нужно расписывать в храмовом пространстве, причем канон дает много пространства для творческой свободы, он помогает, а не ограничивает.
Конечно же, подсказывает, как работать, и само храмовое пространство. У меня, как у архитектора, хорошо развито пространственное воображение. За хорошей архитектурой легко следовать, плохую стараюсь сгладить живописными методами. (Из Беседы с иконописцем Ярославом Добрыниным на https://pravoslavie.ru/139255.html )
.
Вот бывает так: скажет уважаемый человек - и готовы ему поверить, а посмотришь на некоторые плоды его трудов - и видишь "что-то не то":
.
Храм свт.Николая в Клённиках. Росписи крестильни и алтаря придела Всех Русских Святых. 2009 г., Москва.
.
Какой канон заставил писать Распятие на своде - на самом крутом изгибе свода?
Какое "развитое пространственное воображение"  позволило так неимоверно согнуть Крест с распятым Христом?
В сцене Преображения (слева) это искривление несколько менее заметно, так как там нет строгой вертикали Креста.
Еще пример росписи, сделанной без учета искажений, связанных с особенностями поверхности свода:
.

Скит Марии Египетской, остров Поркероль, Франция. Роспись алтарной части домового храма, 2006 г.
.
На этой фреске фигура Христа воспринимается в сильном - почти карикатурном - искажении. Слава, окружающая Его, скорее похожа на какой-то однобокий блин, уж извините.
Не сработало здесь пространственное воображение автора.
-------------------------------------------
Хочу подчеркнуть, что в целом я ничего не имею против работ Ярослава Добрынина -  в подавляющем  большинстве они добротны и хороши.
Но и "на старуху бывает проруха".
Tags: иконы, персонажи
Subscribe

  • Альтернативная история Рождества из Барселоны

    Композиция оригинальная. Никакого Вифлеема и прихода туда на перепись законопослушных Девы Марии и Иосифа, никакого вертепа (пещеры), где рождается…

  • Рождество Христово

    Преподобный Андрей Рублев Архимандрит Зинон (Теодор) Коптская современная икона Эфиопская современная икона Японское изображение…

  • Стояла зима. Дул ветер из степи.

    Давно задаюсь вопросом - зачем Дева Мария, будучи на сносях, пошла с Иосифом в Вифлеем? Возможный ответ - сознательно исполнить древнее пророчество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments