bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

«Шерше ля фам»

На  "рабочей" встрече председателя Совета по делам РПЦ  Г.Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским)  4 мая 1944 года обсуждалось восемь вопросов, приведу первый из них.
"Совершенно секретно
<....>
1) Председатель совета тов. Карпов Г.Г. передал патриарху Сергию письмо греческой принцессы Ирины, полученное советом 27 апреля 1944 г. от зам. народного комиссара иностранных дел СССР тов. Кавтарадзе, а Наркоминдел получил это письмо от своего посланника в Каире, которому вручила письмо принцесса Ирина.
В данном письме греческая принцесса Ирина, ранее находившаяся также в переписке с патриархом Сергием, но почти неизвестная Сергию, поднимает вопрос о материальной помощи со стороны Русской православной церкви Антиохийскому патриарху Александру и двум женским монастырям в Палестине (один - Элеонский, другой - Горный), расположенным недалеко от Иерусалима. Ирина указывает даже желательную конкретную сумму, а именно: по 200 английских фунтов для каждого монастыря в месяц и 200 английских фунтов как пособие для Антиохийского патриарха.
В письме Ирина пишет, что Антиохийская патриархия раньше получала регулярно денежное пособие от русского правительства, а монастыри получают далеко недостаточную сумму от архимандрита Антония - начальника Русской духовной миссии в Палестине (ставленник югославского Синода).
Патриарх Сергий заявил, что он изучит письмо и обдумает вопрос о помощи Антиохийскому патриарху. Что же касается помощи монастырям, то, поскольку последние подчинены зарубежному (враждебному) Синоду, он считает малоприемлемым оказывать им помощь.
<....>
Подпись:Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Карпов Г. Г.
(ГАРФ. Ф. 6991. On. 1. Д. 4. Л, 24 - 26. Текст беседы цитирую по Приложениям к книге  Михаила Одинцова  "Крестный путь патриарха Сергия")
------------------------------------------------------------------

.
"Греческая принцесса Ирина" -  дважды разведеная Ирина Александровна Овчинникова (1904 - 1990), сумевшая в третий раз выйти замуж за  принца Греции и Дании Петра (из-за чего он лишился прав престолонаследия).
Своей активностью в самых различных направлениях она пыталась вернуть и укрепить положение принца Петра (и, соответственно, свое) в королевской семье.
Будучи с греческим королевским домом в эвакуации в Каире, Ирина вдруг озаботилась положением Восточных церквей, потерявших в результате крушения Российской империи материальную и политическую поддержку.
По ее мнению, Антиохийская патриархия – единственная патриархия, которой нужно было бы дать значительное  денежное пособие. «Но эта субсидия не должна идти на всякие фантазии Его Блаженства, а Его Блаженство должно представить русскому посланнику тов. Солоду (Чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Сирии и в Ливане) совершенно определенный план с наименованием русских школ, с указанием какую поддержку эти школы получали и какую практическую пользу это пособие принесет православию. .... Патриарху Иерусалимскому денежного пособия, конечно, давать не нужно, да он его никогда не примет. Ему нужна моральная поддержка и оказание всяческого внимания, почтения и уважения», – писала принцесса Ирина в письме Карпову в 1945 году. (цит. по Климова А.А. — Восстановление взаимоотношений Московской патриархии с Иерусалимским и Антиохийским патриархатами в 1946–1948 годах. Исторический журнал, 2019, № 5.)
В ходе своего путешествия на Ближний Восток патриарх Алексий I (Симанский) дважды встречался с Ириной в Каире в  июне 1945 г. по ее просьбе, но последствия этих встреч остались неизвестными.
Интересно, что одновременно с просьбой денег для Антиохийского патриархата и монастырей РПЦЗ  в 1944 году Ирина Овчиникова в Каире развила бурную деятельность по созданию "фонда помощи гражданскому населению СССР." с участием видных государственных и общественных деятелей, финансистов и коммерсантов. То есть пыталась создать вокруг себя круговорот влиятельных людей и их денег.
Новиков Н.В. в своих "Воспоминаниях дипломата" пишет, что этот проект был "сравнительно скромный по финансовым результатам, но весьма значительный по благоприятному общественно-политическому резонансу" (в итоге  на собранные средства фонд приобрел и отправил в СССР 4391 пару обуви для сирот Сталинграда).
Вскоре Ирина Овчинникова, так и не признанная греческой королевской семьей, вместе с супругом  уехала из Каира. Новиков Н.В. вспоминает:: "Летом 1945 года, уже находясь в Вашингтоне, я узнал из газет, что Ирина Александровна неожиданно объявилась в Нью-Йорке". На пресс-конференции она "подвергла суровой критике греческое правительство, ... и недвусмысленно защищала борющихся греческих патриотов. Читая газетные сообщения о ее радикальных высказываниях, я с недоумением спрашивал себя, чем они вызваны. Переменами ли в ее политических убеждениях за минувший год? Или, может быть, чувством разочарования? Например, из-за того, что Лондон окончательно сделал ставку на короля Георга и тем самым лишил принца Петра и его супругу радужных перспектив."
Так или иначе, но она  утратила интерес и к "фонду помощи гражданскому населению", и к "положению Восточных церквей".
.
Патриарх Алексий (Симанский) и председатель Совета по делам РПЦ  Карпов наметили созыв совещания глав Православных Церквей по назревшим церковным вопросам  на период с 1 по 10 октября 1947 г.  Совмин СССР дал свое согласие. В июне 1947 г.  Карпов предоставил план проведения этого совещания на утверждение И.В. Сталину и В.М. Молотову.
Но Иерусалимский патриарх Тимофей 7 августа 1947 г. прислал телеграмму патриарху Алексею с отказом от участия в Московском совещании. Право созывать собор принадлежит четырем Апостольским и Патриаршим престолам на Востоке, поэтому «следует вместе с ними обсудить, кто должен созвать Собор, когда, где и какие вопросы на нем рассматривать» - писал патриарх Тимофей.  В итоге, намеченную встречу в 1947 году собрать не удалось.
Как известно, главы и  представителей автокефальных православных церквей съехались в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви  8 - 18 июля 1948 года и совещание все-таки  состоялось.
Участники Всеправославного совещания 1948 года единодушно:
- осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию;
- не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного совета - церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции;
- высказались за сохранение Александрийской пасхалии
.
Много, много воды утекло с тех пор...
Tags: Церковь, история, персонажи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments