bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Из первого Западного описания Руси

Бургундский рыцарь Гильбер де Ланноа (1386-1462)  зимой 1413 года, из-за того, что не состоялся поход ливонских рыцарей на литовцев, решил использовать время для поездки во владения Новгорода и Пскова.
Помимо  любознательности де Ланноа, скорее всего, преследовал и вполне практическую цель — разведать положение дел у тех, с кем ливонские рыцари вели частые и, как правило, неудачные войны. Неясно, в каком качестве он посетил Новгород (в мемуарах сказано, что содействие ему оказал магистр Ливонского ордена), но встречен был и содержался с большим почетом; в Псков же он проник инкогнито, “под видом купца”
В мемуарах бургундского рыцаря мы находим первые известные  зарисовки Руси, выполненные западным европейцем и важные не только тем, что он в них запечатлел, но и тем, как передал увиденную им русскую действительность.
.

Новгородская республика времен посещения Новгорода Великого  Гильбером де Ланноа
.
Из книги  Гильбера де Ланноа ПУТЕШЕСТВИЯ И ПОСОЛЬСТВА
(1413)
38. Тоже. В Риге я нашел магистра Ливонского, государя Курляндии, который подчиняется магистру Прусскому, но не обнаружил там сборов в поход. При содействии указанного магистра я предпринял поездку в Новгород Великий на Руси. ... миновал большой укрепленный город по названию Венден, являющийся коммандорством и замком, расположенный на границе Руси и именуемый Нарвой, лежит он на реке Нарве, которая велика; от нее город получил свое название. И разделяет эта река здесь земли Ливонии и земли Руси, принадлежащие господам Новгорода Великого. ...
40. Тоже. Новгород Великий — на диво большой город, расположенный на громадной равнине в окружении огромных лесов, в низине, среди вод и болот; и по середине этого города течет очень большая река, называемая Волхов. Город обнесен плохими стенами из плетня и земли, тогда как башни из камня. Это — вольный город, он имеет общинное управление. Есть здесь епископ, который является как бы их владыкой. И держатся они, а равно все другие русские на Руси, которая весьма велика, христианского закона по их вере, такой же, как у греков. И внутри указанного города находится триста пятьдесят церквей. И есть у них замок, расположенный на упомянутой реке, в нем возведена главная церковь Св. Софии, которую они почитают; и там резиденция упомянутого их епископа.
41. Тоже. В этом городе проживает много великих господ, именуемых ими боярами. И там есть такой горожанин, на диво богатый и могущественный, который обладает земельными владениями в двести лье длиной (около 900 километров). И русские Великой Руси не имеют других господ, кроме этих, [выбираемых] в свой черед по воле общины.
Деньги их представляют собой слитки серебра около шести унций весом, не имеющие клейма, ибо они вовсе не чеканят золотой монеты. В качестве мелкой монеты они используют головы белок и куниц. В их городе есть рынок, где они продают и покупают своих женщин, поступая по их закону, мы же, истинные христиане, не посмели бы этого делать никогда в жизни. И обменивают своих женщин одну на другую за слиток или два серебра, как договорятся, чтобы один возместил разницу в цене другому. Они имеют двух магистратов: тысяцкого (ung duc) и посадника (ung bourchgrave), которые являются правителями указанного города. Они сменяются ежегодно. И я посетил там епископа и указанных господ.
42. Тоже. У женщин волосы заплетены в две косы, спускающиеся сзади на спину, у мужчин — в одну косу. В этом городе я пробыл девять дней, и упомянутый епископ присылал мне каждый день добрых тридцать человек с хлебом, мясом, рыбой, сеном, овсом, пивом и медом. Вышеупомянутые тысяцкий и посадник дали мне обед, самый необычный и самый удивительный из когда-либо виденных мной.
В ту зиму было так холодно, что было бы занимательно рассказать о тамошних морозах, поскольку мне пришлось ехать по морозу. ....
46. Тоже. На рынке Новгорода Великого не продают ничего живого, ни рыбы, ни мяса свиней, ни овец, ни птицы никакой — все это забито и заморожено. И во всей этой стране водятся зайцы, совершенно белые зимой и совершенно серые летом.
47. Тоже. Вооруженные силы всех господ Новгорода Великого составляют сорок тысяч конницы и без числа пехоты; они часто воюют с соседями, особенно с рыцарями Ливонии, и одерживали в прошлом победы во многих больших сражениях.
48. Тоже. Покинув Новгород Великий, я отправился на санях — с целью посмотреть мир — под видом купца в другой большой город королевства и государства Русского, именуемый Псков. От упомянутого Новгорода до Пскова нужно проехать через огромные леса тридцать немецких миль.
49. Тоже. Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями; и есть в нем огромный замок, в который никакой истинный христианин не может проникнуть под страхом смерти. И расположен этот город в месте соединения двух больших рек — Молде (так названа река Великая, в которую впадает Пскова) и Псковы; он управляется самостоятельно, находясь в подчинении королю Московскому. И в то время, когда я там находился, их король находился в ссылке и изгнании в Новгороде Великом, где я его и видел (речь о князе Константине, сыне Дмитрия Донского; во второй Псковской летописи под 1413 г. о нем сказано: “Того же лета князь Константин отъехал в Новгород”).  И русские этого города носят длинные волосы, ниспадающие на плечи, а женщины круглый венец за головой, как у святых.
Текст цитируется по http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Lannoa/text.phtml?id=778
--------------------------------------------
Понятно, что рыцарь Гильбер де Ланноа воспринимал Русь как представитель иной культуры, не раз  противопоставляя “истинных христиан”, к которым относил и себя, “схизматикам”-русским.
Он не вполне оценил роль, которую в Новгородской республике играла Церковь.  В отличие от епископов в других русских землях, назначавшихся митрополитом, новгородский архиепископ избирался новгородцами на вече. Новгородский владыка фактически был главой государства. Договоры с иными державами Новгород заключал по благословению архиепископа. Не раз во внутриполитических конфликтах главе новгородской церкви, благодаря его высокому авторитету, удавалось мирить враждовавшие стороны.
В Новгороде существовал принцип «вольности в князьях». Новгородские князья приглашались, а в случае конфликта изгонялись горожанами. С ними заключался договор об условиях княжения.
Но это уже другая тема.
Tags: города, иностранцы в России, история
Subscribe

  • Союз цифровизации и "антивакса"

    Заинтриговало следующее сообщение: "Д.м.н. Павел Воробьев рассказал, как его клиника успешно лечит и сам ковид, и поствакцинальный…

  • Когнитивный диссонанс для народа

    Удивительную сцену видим на эксклюзивном фото встречи 6.10.2021. Что бы это значило? . Фото -…

  • Суд да дело

    В Измайловском райсуде Москвы продолжилось рассмотрение дела экс-схиигумена Сергия (Николая Романова), обвиняемого в самоуправстве, нарушении права…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments