bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

В преддверии мятежа

"Все кругом говорили – я вник в эти разговоры и не обнаружил в них ничего серьезного и никаких оснований для пророчеств – итак, говорили, что царя ждут многие напасти, как внешние – от варваров, так и от своих, прежде покорных подданных, но что все они его минуют, ибо добрая судьба придет на помощь самодержцу и легко разрушит все козни.
Да и сам царь  с гордостью рассказывал о пророчествах и гаданиях, касавшихся его царствования, вспоминал о видениях и необычных снах, одни из которых видел сам, о других узнал с чужих слов и толкований, и говорил по этому поводу удивительные вещи. Поэтому и тогда, когда беда уже надвигалась и все остальные боялись и с ужасом ожидали будущего, он уповал на счастливый исход, умерял страхи окружающих и оставался беспечным, будто ничего дурного и не случилось. Мне, однако, ничего не известно о его пророческом даре, и я отношу его поведение за счет легкомыслия и беспечности души.
В самом деле, люди осторожные и знающие, что и незначительные причины могут привести к большим несчастиям, обычно беспокоятся по любому пустяковому поводу, а коли беда уже пришла, страшатся исхода событий, пугаются каждого неприятного известия и не могут прийти в себя, даже если все снова стало хорошо.
С другой стороны, люди простоватые не умеют различить начало грядущих бед, не пытаются устранить причины несчастий, но, предаваясь удовольствиям, мечтают наслаждаться ими вечно, склоняют к тому же самому всех окружающих, и, чтобы этих беззаботных не тяготили никакие заботы, предрекают им скорое избавление от неприятностей.
Есть и третий, лучший род душ, которых подкрадывающаяся беда не застает врасплох, не оглушает гремящим со всех сторон громом, не наполняет робостью и не превращает в рабов, напротив, даже среди всеобщего отчаяния они не склоняются перед несчастиями и черпают силы не в материальной опоре, а уповая на мужество ума и высший суд. Такого, однако, мне не пришлось видеть в людях моего поколения – для нас уже и то хорошо, когда человек умеет как-то предвидеть беду, старается устранить ее причины, а если уж она пришла, защищается.
Что же до самодержца, то он нередко презирал опасность и этим внушал многим мысль, что знает об исходе событий из высших источников и потому ни о чем не волнуется и не беспокоится."
------------------------------------------------
О ком идет речь в данном тексте, кто этот самодержец? Если вы думаете, что речь идет
об императоре Николае II или его прапрадеде Павле I, то вы ошибаетесь.
Это фрагмент из Хронографии Михаила Пселла (1018, Константинополь - ок. 1078 г.) и говорится здесь о 
византийском императоре Константине IX Мономахе (ок. 1000 -1055).
Данным текстом предваряется  рассказ о заговоре и восстании Льва Торника, племянника Константина IX, захотевшего с помощью своих сторонников сместить дядюшку и занять его престол.
Но Льву Торнику  это не удалось - в отличие от заговорщиков против Николая II и Павла I.
Мятежники были разгромлены, Торник пойман и ослеплен.
.

Штурм Константинополя  войском  Торника. Миниатюра из Мадридского Скилицы, XII в.
.
Говоря о событиях прошлого, нельзя не думать о настоящем.
Имеет ли решение вопрос о том, что в критической ситуации зависит от человека, от его поведения, характера или типа личности, а что исключительно от воли Божией ?
Не знаю.
Tags: история, персонажи, события
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments