bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

О преподавании истории в школах

Намедни попался вот такой текст: "Проведенный анализ результатов ЕГЭ и ГИА на протяжении всех лет позволяет сделать вывод о том, что ЕГЭ стал важным фактором, позитивно влияющим на уровень исторического образования. ... Это проявляется, в частности, во все большем отказе от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний,... " (https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/8b9/8b98291e0573b7400928e76c6b6bc3f6.pdf )
Странная радость у авторов по поводу "все большего отказа от методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения" - ведь они сами там же опровергают эффективность этой методики: "Остается достаточно сложным для выпускников выполнение заданий на установление хронологической последовательности событий, явлений, что требует рассмотрения в учебном процессе последовательного развития каждого этапа истории, установления их преемственной связи и происходящих изменений."
Если ученик за годы школьного обучения  не усвоил хронологию основных исторических событий и их взаимосвязь, то можно смело считать, что он не усвоил ничего - в лучшем случае отдельные отрывки из обрывков.
Аналогичная ситуация была в послереволюционные 1920-е годы - с одним отличием: сейчас преподавание истории исходит из сугубо либеральных установок, а тогда исторические процессы пытались обобщенно преподать школьникам  в виде марксисткой теории смены формаций.  Но тогда через несколько лет очнулись, увидев результат - полное отсутствие знаний при напрасной трате времени и денег.
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли  Постановление от 15 мая 1934 года  "О ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СССР", которое гласило:
"Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно.
Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами.
Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат.
Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории.
В соответствии с этим Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) постановляют:
1. Подготовить к июню 1935 года следующие новые учебники по истории:
а) история древнего мира;
б) история средних веков;
в) новая история;
г) история СССР;
д) новая история зависимых и колониальных стран.
2. Утвердить следующий список членов групп по составлению новых учебников по истории:
История древнего мира:  профессор Ковалев С.И. (руководитель), академик Никольский Н.М., Сванидзе А.С. и профессор Минулин А.В.
История средних веков:  профессор Косьминский Е.А. (руководитель), профессор Гуковский А.И., Трахтенберг О.В. и Малышев А.И.
Новая история:  академик Лукин Н.М. (руководитель), профессор Фридлянд Г.С., профессор Далин В.М., профессор Зайдель Г.С. и доцент Ефимов А.В.
История СССР:  профессор Ванаг Н.Н. (руководитель), профессор Греков Б.Д., профессор Панкратова А.М. и профессор Пионтковский С.А.
Новая история зависимых и колониальных стран:  Радек К.Б. (руководитель), Габидулин Х.З., профессор Конрад Н.И., Мухарджи А.С., Годес М.С., Кокин М.Д., Мадьяр Л.И., Миф П.А. и Ротштейн Ф.А.
3. В целях подготовки квалифицированных специалистов по истории восстановить с 1 сентября 1934 года исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов с контингентом осеннего приема на каждый из факультетов по 150 человек, установив срок обучения 5 лет.
редседатель СНК СССР  В.МОЛОТОВ
Секретарь ЦК ВКП(б)    И.СТАЛИН "
---------------------------------------------------------------
Принцип преподавания истории, изложенный в Постановлении, исходил из традиции, сложившейся к концу XIX - нач. XX в.в.  Новые учебники были составлены и по ним долгие годы учились советские школьники.
Нельзя не сказать, что учебники жили гораздо дольше, чем большинство их авторов.
Из 25 историков, поименованных в Постановлении, 17 были арестованы в 1936-1938 годах, из них двое отпущены (Ковалев и Конрад), а 15 человек тогда же расстреляны  - но не за учебники (к учебникам нареканий не было), а по ложным обвинениям в участии в меньшевистских организациях, в троцкистско-зиновьевском заговоре, в шпионаже. Их фамилии выделяю курсивом.
.

Учебники репрессированных авторов продолжали издаваться, но отнюдь не главными именами.

Tags: история, образование
Subscribe

  • Миграционная политика Екатерины II

    Екатерина II, пришедшая к власти в июне 1762 г., начала свою миграционную политику с указа Сенату от 14 октября 1762 г. , которым разрешала Сенату…

  • Вечно обманутые надежды

    Акты, документы и материалы для политической и бытовой истории 1812 г. / Под ред. К. А. Военского. Т. 3. - СПб., 1912. (…

  • «Каминг-аут» законотворцев

    Мужчины с детьми от суррогатных матерей могут получить право на маткапитал Москва. 17 ноября. ИНТЕРФАКС - Правительственная комиссия по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments