bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Резолюции святителя Филарета (Дроздова)

Из книги Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Том II ч.2, (1826-1832 г.) сост. Г.Бежанидзе, Н.Сухова, П.Хондзинский, А.Яковлев. М, 2010.

  • Резолюция на прошении священника о снабжении его ставленою грамотой вместо сгоревшей в 1815 г.: «Пятнадцать лет жил без грамоты и нерадел просить ее. Взаимность требует, чтобы и начальство по сей просьбе удовлетворение отложило лет на пятнадцать» (№ 1882).

  • Резолюция на донесении игумении с прошением о разрешении надстроить третий этаж на колокольне: «Советую деньги употребить на что-нибудь более нужное и полезное» (№ 1961).

  • Резолюция на прошении больничного иеромонаха об определении его в число братства Белопесоцкого монастыря: «Как Феодул, после беспорядочных своих поступков, живя спокойно в Лаврской больнице, остается тем недоволен; и вопреки долгу священства, монашества и христианства грозит либо в мир выйти, либо в колодезь броситься, то запретить ему священнослужение и благословение рукою; отослать его в Песношскую пустынь, чтобы там содержали его под присмотром, и увещевать его покаяться в безумных словах и намерениях» (№ 3073).

  • Резолюция на определении консистории о недопущении к священнослужению священника, порезавшего себе шею, находясь в беспамятстве: «Не запрещаем ему носить рясу: только рукою не благословлять, яко не совершающему таинств. При объявлении ему сего консисторского решения изъяснить ему, что начальство делает сии распоряжения по долгу благоговения к таинствам, а не в унижении его лица; и что, видя к себе милость Божию в сохранении его жизни, он должен благодушно проходить нынешнее свое состояние в надежде, что оно послужит к душевному его благу и спасению» (№ 3045).

  • Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора о дозволении выдавать бывшему ректору Тульской семинарии, находившемуся в Лавре на монашеской порции, денег вместо пищи: «Пищу получает по милости; и потому бесстыдно просит денег. Отказать» (№ 3077).

  • Резолюция на прошении священника о разрешении устроить новый иконостас: «Дозволить, с тем, чтобы церковь не вводили в долг; и с поручением благочинному, чтобы над иконостасом не было резных изображений и чтобы римских солдат не ставили рядом с ангелом под святыми иконами» (№ 1989).

  • Резолюция на прошении священника о дозволении приискать жениха для его племянницы: «Диакон не должен быть родня священнику» (№ 2000).

  • Резолюция на прошении диакона об определении его во священники: «Как он просит увольнения от труда опеки, которого требует человеколюбие, то тем паче уволить его от труда переходить на священническое место; ибо сего труда никто от него не требует» (№ 2013).

  • Резолюция на справке консистории о просившихся на диаконское место: «Отказать ученику за то, что курит табак; пономарю за то, что не умеет петь, и дьячку за то, что недостаточно был одобрен благочинным» (№ 2039).

  • Резолюция на прошении профессора МДА Ф. А. Голубинского о произведении его во священника: «Как при Вознесенском монастыре по штату положено четыре священника, а на лицо три: то назначается он на вакансию старшаго священника с тем, чтобы оставался при занимаемых ныне должностях и получаемых ныне окладах, впредь до усмотрения. К исповеди, и, есть ли сомнения не окажется, к присяге и посвящению» (№ 2091).

  • Резолюция на справке консистории по прошению священника и прихожан об определении на вакансию пономаря к их церкви диакона села Ильинского: «Незачем сельского диакона тащить в Москву» (№ 2096).

  • Резолюция на определении консистории по жалобе пономаря на священника, уколовшего его ножницами при крещении младенца: «Доказанные поступки есть следующие. Пономарь, по собственному признанию, во время крещения начал спор со священником… И священник отвечал пономарю, а не отложил своего ответа до окончания богослужения. Вина пономаря увеличивается в тем, что он начал спор, и притом против старшего; а вина священника тем, что старший увлекся искушениями и не подал подчиненному доброго примера» (№ 3018).


  • Резолюция на консисторском определении о запрещении в служении и ссылки на полгода в монастырь за некрещение и непохоронение младенца: «Как по 64 правилу Номоканона, “аще чие отроча нерадения ради умрет некрещено, три лета сицевый да не причастится”; а по делу видно, что отроча умерло нерадения ради священника; то и да не причастится три лета священник» (№ 3151).

  • Резолюция на определении консистории о содержании священника в трудных работах за игру в бильярд: «Решение, кроме сухоядения, привесть в исполнение на месте, на которое запрещенный по состоявшемуся прежде сего решению определен будет» (№ 3159).

  • Резолюция на показании священника о несовершении богослужения по болезни: «Желаем верить показанию: но худое свидетельство дает почерк дрожащей руки, которая прежде писала твердо и красиво. Объявить священнику, чтобы старался укрепить руку свою воздержанием от всего, что разгорячает» (№ 3173)

  • Резолюция на рапорте благочинного об уронившей частицу Святых Даров во время причастия: «В умилостивление оскорбленной святыни Христовой назначается им троекратное совершение акафиста Иисусу Сладчайшему, с посильными коленопреклонениями, а уронившей – посильную епитимию назначит священник» (№ 3192).

  • Резолюция на письме Лаврского казначея о назначенных на 1829 год постройках в Лавре: «Собор и наместник не хорошо поступают, что до сих пор ничего не рассудили и не представили. За то наместник первый испытает последствие своей недеятельности, именно то, что келлии ему в сей год отделываемы не будут. И мне, за грехи мои, что я до сих пор не умел научить наместника и казначея согласию и порядку, отказать в переделке моих келий в сем году» (№ 3312).

  • Резолюция на определении консистории о строительстве придела к церкви: «Построение придела дозволить сомнительно по следующим причинам. Приход мал, а потому распространять церковь не нужно и ненадежно. Сломка и перестройка стены… может повредить прочности древнего здания. Церкви умножать без нужды закон возбраняет» (№ 3211).

  • Резолюция на проповеди священника в день тезоименитства Государя Наследника: «Нелепо, что Пушкарский священник целую проповедь пишет в наставление Царям» (№ 3256).

  • Резолюция по делу об оскорблениях между двумя священниками: «Священнику за священнослужение без примирения с диаконом велеть явиться к своему духовному отцу и принять от него епитимию по точнейшему открытию своей совести» (№ 3281).

  • Резолюция на консисторском определении об отказе солдатской жене в разводе: «Если и предположить, что ответчик имеет способность к супружеству и что он не употреблял сей способности, по тайному отвращению, или по духу какой-либо секты: то он виновен в упорном нарушении закона супружества и в том, что в продолжении шести лет взятую им в жену девицу лишал права супружеского. После столь продолжительного искушения, которое она честно перенесла, оставлять ее дотоле в сем положении, которое она почитает для себя тягостным, было бы в отношении к ней несправедливо и опасно, чтобы она не впала в преступление, или чтобы упорствующий в бесплодном удерживании ее при себе муж не употребил насильственных средств к лишению ее признаков девства (чего примеры в делах сего рода духовным судом замечены), и тем не лишил ее последнего средства доказывать несправедливость, ей от него делаемую. По сему полагаю: брак сей расторгнуть, и дозволить девице вступить в новый» (№ 3284).

  • Резолюция на допросе священника, не причастившем больную из-за долга, сделанного ее мужем у священника: «Священник виноват. По сему надлежал бы он строгому суду: но как ему от рода не менее шестидесяти лет и поздно уже употреблять усилия, чтобы сделать его способным и достойным: то уволить его от действительной службы и оставить в числе престарелых» (№ 3288).

Tags: Церковь, духовенство, свт. Филарет
Subscribe

  • О начале российского парламентаризма

    К церемонии открытия I Государственной думы Российской империи готовились очень тщательно, были продуманы все детали, вплоть до туалетов дам.…

  • Древнеримский детектив

    Ромул, основатель Рима, исчез в ноны июля (или, по-старинному, квинтилия), и о его кончине не существует никаких надежных, всеми признанных за…

  • Царский духовник и цезарепапизм

    Когда император Александр II вертел столы, вызывал духов и флиртовал с фаворитками, у него на полочке пылилась книжка его духовника Василия Бажанова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments