bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

Калужский храм Космы и Дамиана. Часть 3.

В первых двух частях темы о калужском храме Космы и Дамиана говорилось о необычности самого храма и его местоположения, а также о сходстве основного объема храма с донжоном Венсенского замка.
Возможно, это только любопытная случайность, не более. Но столь же вероятна и другая версия - "конспирологическая".
С 1760-х годов в России действовали многочисленные франк-масонские ложи. Вступление в ложу вольных каменщиков было способом  самоутверждения, вхождения в элитарный союз избранных  -  аристократии духа, призванной своими знаниями и моральным примером "просветить и улучшить" российское общество.
По легендам франк-масонов "орден наш был создан Соломоном, Моисеем и Патриархами от Авраама, да и даже самим Ноем. Они стремились сберечь, поместив в среду немногих избранных, великие мистерии древних религий Первообраза (Protoplast). Метафорически они назвали наших предшественников вольными каменщиками, иначе говоря, архитекторами храма живого, посвящённого Всевышнему. Согласно истинной нашей истории, орден был восстановлен мудрейшими людьми времен «Крестовых походов»,...." (Шевалье  Рэмзи, речь и послание кардиналу Флери, 1736-1737 г.г.)
Под "Мудрейшими людьми времен «Крестовых походов» подразумеваются рыцари-тамплиеры (храмовники).


Крестоносцы 1-го крестового похода в Иерусалиме. Миниатюра XIII века. (фото с ypeerrussia.ru)

Венсенский замок - отправной пункт для крестовых походов, резиденция Людовика Святого и других французских королей, его донжон построен по мотивам парижского замка Тампль, принадлежавшего ордену тамплиеров  (разрушен Наполеоном в нач. XIX в.)  В подземелье Тампля, в крипте находилась усыпальница магистров, на одном из подземных уровней хранилась казна ордена. В начале XIV века в донжоне замка жил последний великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле, сожженный на костре в 1314 году.
Середина XVIII века была временем тамплиеромании. Наследниками ордена Храма считали себя и  масоны шведской системы в России. Поэтому сходство калужского храма Космы и Дамиана с донжоном Венсенского замка вряд ли можно считать случайностью.
Посмотрим, кто в 1770-1780-х  годах принимал все решения  по застройке города. Это были:
-  Калужский наместник генерал М.Н. Кречетников (1729-1793),  вельможа, человек разносторонних интересов, любивший, по словам А.Т. Болотова, "затевать всё огромное и великое".
- Советник и секретарь наместника С.Н. Веницеев (1748-1820), "управляющий всеми важнейшими делами у наместника" - А.Т. Болотов в своих записках об этом говорит неоднократно.
- Губернский архитектор И.Д. Ясныгин (1745-1824), построивший много зданий в городе и уездах.
Архитектор-градостроитель П.Р. Никитин при разработке регулярного плана города учитывал все пожелания наместника  (Кречетников считается  соавтором  регулярного плана). Выбор места для храма и его архитектурное решение также не могли обойтись без санкции Кречетникова, но по существу они зависели от Веницеева - он представлял наместнику материалы, подготовленные с участием Ясныгина, и они могли проводить через наместника свои идеи.
Был ли Кречетников сам членом масонских лож или нет, неизвестно, но его "правая рука"  Веницеев состоял в ложах "Равенство" и "Немезида". Веницеев был выпускником историко-филологического отделения Московского университета, довольно известным в то время литератором, автором  "Краткого описания жизни Фомы Гоббезия" и перевода трактата Т. Гоббса «Начальные основания философические о гражданине», в среде масонов он занимал заметное место (магистром ложи "Равенства" был князь Г.И. Гагарин, сенатор, руководитель масонов шведской системы).
Губернский архитектор Ясныгин был учеником и многолетним сотрудником выдающегося зодчего В.И. Баженова, который добился его перевода из Петербурга в Москву, в свою команду,  - а масонская деятельность Баженова общеизвестна.
Сложившееся вокруг Кречетникова и его приближенных "Калужское культурное гнездо" стремилось освоить "передовые" столичные течения в виде масонства, а наместник не хотел отставать от Москвы, где масонский храм уже был ("Меньшикова башня"). Вот и был задуман соответствующий храм для избранных и размещен на отшибе, чтобы работам калужских вольных каменщиков не мешали посторонние.
Вместе с тем, храм размещался неподалеку от Московской дороги - так, чтобы московские "братья" могли удобно сюда заезжать, не привлекая излишнего внимания городских обывателей. Среди "братьев"  были такие масоны, как князь А.Б. Голицын ("первый русский мартинист", учредитель Московского благородного собрания), известный литератор и издатель Н.И. Новиков, поэт Василий Майков, писатель и директор Московского университета М.М. Херасков, куратор Московского университета И.И. Мелиссино, Ф.Н. Толстой, Ю. и Н. Трубецкие и мн. др.
Подкреплением этой моей конспирологической версии является сохранившийся на фронтоне храма треугольник с глазом внутри - масонский знак "Всевидящее Око".



Для чего масонам был нужен храм:
 "Масоны ... не считали грехом исполнение христианских таинств любым из своей среды братом; если из числа братьев был священник, ему в этом случае отдавалось предпочтение. В ритуале торжества Иоаннова дня сказано: «Все братья всех степеней собираются во всех украшениях их степеней и в запонах в такую церковь, где и священник есть масон». Существует предание, что Новиков оставлял у себя, в селе Авдотьине, святые дары для совершения причащения самолично. ... Это тем более вероятно, что масоны высших степеней совершали так называемые трапезы любви, в воспоминание тайной вечери; обыкновенно это бывало в великий четверток, но иногда еще и в дни покровителей братства, св. Иоанна и Андрея. ... Посвящение в первосвященники [первосвященники невидимого капитула, которых по правилам могло быть всего семь на всей земле] должно было производиться в Церкви или часовне (греческой или латинской). На белой завесе, над алтарем, утверждался большой красный тамплиерский крест. В ритуале имеется следующее знаменательное постановление, лишний раз служащее доказательством, что масоны зачастую сами совершали обряды вместо священников: «Каждый невидимый капитул имеет из духовенства своего священника, который хотя и без голоса, но коего обязанность состоит в том, чтобы отправлять церковные обряды по первенствующей или владычествующей в каждом государстве религии, как-то, по просьбе братьев служить обедни и воспевать гимн Святому Духу, повторяемый тайно братьями, а потом должен он, благословя елей, удалиться; когда священник выйдет, то начинается принятие, и братья одеваются, и ежели обстоятельства не позволяют священнику сего обряда исполнить, то сами братья оный гимн воспевают, после чего начинается принятие». Упоминаемый здесь гимн Святому Духу есть молитва «Царю небесный»." (Тира Оттовна Соколовская (1888–1942). Тайные архивы русского масонства.)

Tags: история, необычайности, храмы
Subscribe

  • Мироточение икон в сельском храме

    Тульские новости: . Сканы со страницы протоиерея Олега Алейникова и с приходской страницы храма на "ВКонтакте" . Ранее сообщалось:…

  • Славные и всехвальные

    . . Первоверховные апостолы Петр и Павел. Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия . С Праздником !

  • Рождество Иоанна Предтечи

    . Икона второй половины XVII в., Каргополь. Архангельский музей изобразительного искусства. .

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments