bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Устав о предупреждении и пресечении преступлений против веры (1890 г. с изм. 1906 г.)

ИЗ  СВОДА УСТАВОВЪ О ПРЕДУПРЕЖДЕНIИ И ПРЕСѢЧЕНIИ ПРЕСТУПЛЕНIЙ. (СЗРИ, том 14)

РАЗДѣЛЪ ПЕРВЫЙ.  О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противъ вѣры.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.  О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противъ богослуженiя.
Отдѣленiе первое.  О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя благочинiя въ церквахъ православныхъ.

3. Всѣ должны въ церкви Божiей быть почтительными и входить въ храмъ Божiй съ благоговѣнiемъ, безъ усилiя.
4. Быть въ алтарѣ
во время службы никому изъ мiрянъ не дозволяется. Во время всякой Божественной службы никому изъ неучаствующихъ въ оной не дозволяется стоять у иконостаса того престола, гдѣ она совершается, и вообще на возвышенномъ мѣстѣ или пространствѣ между обоими крылосами, исключая лишь тѣ случаи, когда мiрянамъ, по обряду церкви, нужно подходить къ Святымъ Тайнамъ или къ Святымъ иконамъ.
5. Во время присутствiя въ церкви Императорской Фамилiи, пространство отъ мѣ
ста, гдѣ духовенство священнодѣйствуетъ, до мѣстъ, для Нея назначенныхъ, никому не занимать.
6. Предъ иконами стоять такъ, какъ благопристойность и святость мѣста требуютъ.
7. Во время совершенiя Божественной службы никакихъ разговоровъ не чинить, съ мѣ
ста на мѣсто не переходить, и вообще не отвращать вниманiя православныхъ отъ службы ни словомъ, ни дѣянiемъ или движенiемъ, но пребывать со страхомъ, въ молчанiи, тишинъ и во всякомъ почтенiи.
8. Во время совершенiя Божественной службы запрещается прикладываться къ чудотворнымъ мѣстамъ и иконамъ, но исполнять сiе предъ начатiемъ или по окончанiи службы.
9. Воспрещается въ церкви во время службы подавать Государю и инымъ властямъ просьбы.
10. Миръ и тишину въ церкви обязана строго охранять мѣ
стная полицiя.
11. Священнослужители съ своей стороны также внушаютъ приличное христiанамъ къ службѣ Божiей благоговѣнiе и, сохраняя всю благопристойность, наблюдаютъ, чтобы тишина и порядокъ не были нарушаемы приходящими въ храмъ Божiй.
12. О происшествiяхъ въ церквахъ мѣ
стное духовное начальство доноситъ неукоснительно Святѣйшему Синоду и Синодальному ОберъПрокурору, который составленныя изъ сихъ донесенiй вѣдомости, подноситъ на Высочайщее усмотрѣнiе чрезъ каждые четыре мѣсяца, а о происшествiяхъ важныхъ доноситъ тотчасъ; но независимо отъ сего и со стороны гражданской полицiи (отъ которой не должны быть скрываемы Священнослужителями никакiя происшествiя въ церквахъ) также представляются Императорскому Величеству подробныя донесенiя (чрезъ Губернаторовъ въ Министерство Внутреннихъ Дѣлъ) о важнѣйшихъ происшествiяхъ во всякое время, а о прочихъ въ сроки, въ Общемъ Губернскомъ Учрежденiи опредѣленные.

Отдѣленiе второе.  О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя благочинiя внѣ православной церкви во время богослуженiя.

I. О благочинiи внѣ церкви во время совершенiя въ ней службы.
13. Полицiя наблюдаетъ, чтобы близъ церквей, особливо во время службы, не было на улицахъ крику, драки и вообще никакого безчинства. Примѣчанiе. Запрещается устраивать шалаши для продажи съѣстныхъ припасовъ и напитковъ внутри церковныхъ оградъ и на кладбищахъ.
14. Полицiя наблюдаетъ, чтобы въ воскресные или торжественные дни или въ табельные или храмовые праздники (ст. 25) въ городахъ и селенiяхъ, прежде окончанiя въ приходской церкви литургiи, не были начинаемы игрища, музыка, пляски, пѣ
нiе пѣсенъ по домамъ и по улицамъ, театральныя представленiя, и всякiя иныя общенародныя забавы и увеселенiя, а торговыя лавки (исключая тѣхъ, въ коихъ продаются съѣстные припасы и кормъ для скота) и питейные домы не были открываемы. .
II. О благочинiи во время совершенiя духовныхъ обрядовъ внѣ церкви.
15. Полицiя наблюдаетъ за сохраненiемъ благочинiя во время церковныхъ торжествъ крестныхъ ходовъ, водосвятiя и тому подобныхъ установленныхъ обрядовъ.
Примѣчанiе. Высочайше повелѣно привести въ исполненiе опредѣленiе Св. Синода о воспрещенiи, при слѣдованiи погребальныхъ шествiй въ церковь для отпѣванiя и на кладбища для погребенiя, ношенiя вѣнковъ съ надписями или безъ оныхъ, а равно иныхъ знаковъ и эмблемъ, не имѣющихъ церковнаго или государственно-офицiальнаго значенiя.
16. Во время крестнаго хода полицIя наблюдаетъ: 1) чтобы улицы, гдѣ
имѣетъ быть шествiе, были чисты и отъ поперечной ѣзды черезъ нихъ не произошло остановки, тѣсноты или помѣшательства шествiю; на сей конецъ у поперечныхъ улицъ она разставляетъ свою стражу и заранѣе о томъ объявляетъ, дабы всякому было извѣстно; 2) чтобы для смотрѣнiя на ходъ никто на улицѣ не строилъ подмостковъ изъ скамей, досокъ, бревенъ, или иного чего бы то ни было; 3) чтобы питейные домы были заперты и кромѣ съѣстныхъ жизненныхъ потребностей никто ничѣмъ не торговалъ до возвращенiя хода въ церковь; 4) чтобы никто не позволялъ себѣ въ сiе время никакихъ шумныхъ увеселенiй, какъ-то: плясокъ, конскаго ристанiя, и никакого безчинiя.
17. Святыя иконы дозволяется по желанiю приносить изъ церквей въ домы, но не иначе, какъ на рукахъ, или въ каретахъ, и безъ громогласнаго на улицахъ пѣ
нiя. .

ГЛАВА ВТОРАЯ.  О предупрежденiи и пресѣченiи уклоненiя отъ исполненiя правилъ церкви православной.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи уклоненiя отъ исповѣди и святого причащенiя.

18 до 22 (по Прод. 1906 г.) исключены.

Отдѣленiе второе. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя святости дней воскресныхъ и дней торжественныхъ какъ церковныхъ, такъ и гражданскихъ.

23. Воскресные и торжественные дни церковные и гражданскiе посвящаются отдохновенiю отъ трудовъ и съ тѣмъ вмѣстѣ набожному благоговѣнiю. Посему дни сiи, воздерживаясь отъ безпутной жизни, болѣе, нежели въ другiе, надлежитъ праздновать съ благоговѣнiемъ и чистотою (в) и ходить въ церковь къ слушанiю службы Божьей, а особливо къ литургiи .
23-1 (по Прод. 1906 г.). Добровольное занятiе работою въ воскресные, праздничные и торжественные дни церковные и гражданскiе предоставляется усмотрѣ
нiю каждаго, и никакая власть не должна чинить трудящимся какихъ либо въ семъ препятствiй.
24-
26 - (перечни праздничных дней опускаю - b_m)
27. Въ праздничные и торжественные дни никакихъ наказанiй по судебнымъ приговорамъ никому ни чинить.

Отдѣленiе третiе. О предупрежденiи и пресѣченiи суевѣрiя.

28. Запрещается въ навечерiи Рождества Христова и въ продолженiе святокъ заводить, по нѣкоторымъ стариннымъ идолопоклонническимъ преданiямъ, игрища, и наряжаясь въ кумирскiя одѣянiя, производить по улицамъ пляски и пѣть соблазнительныя пѣсни.
29. Запрещается въ теченiе пасхальной недѣли, по старинному суевѣрному и вредному обычаю, купать или обливать водою небывающихъ у заутрени.
30.
3апрещаются лжепредсказанiя и лжепредзнаменованiя.
31. Запрещается выдавать себя за колдуна или чародѣя и употреблять подобные обманы, основанные на суевѣрiи, невѣжествѣ или мошенничествѣ.
32. Нигдѣ, ни въ городахъ, ни въ уѣздахъ, съ образами, свѣчами или книгами для сбора на церковныя строенiя, монастыри или другiя богоугодныя заведенiя безъ особаго надлежащаго дозволенiя отнюдь не ходить.
Примѣчанiе. Для испрашиванiя доброхотнаго подаянiя на исправленiе церковныхъ надобностей, дается отъ Консисторiи съ крайнимъ разсмотрѣнiемъ и осторожностiю (особливо относительно монастырей) книга, за шнуромъ и печатью, съ означенiемъ въ ней имени и прозванiя того лица, коему такой сборъ довѣренъ, и на опредѣленное время, а именно: не болѣе какъ на одинъ годъ. <....>
33. Приходскiе Священники должны отвращать прихожанъ своихъ отъ всякихъ суевѣ
рiй, а мѣстное полицейское начальство старается не допускать къ совершенiю суевѣрныхъ обрядовъ.
34. Епархiальные Архiереи, кромѣ постояннаго наблюденiя черезъ мѣстныхъ Священниковъ и Благочинныхъ за отвращенiемъ всякихъ суевѣрiй и суевѣрныхъ обрядовъ, освѣдомляются о томъ при обозрѣнiи епархiи, и возникающiя суевѣрiя прекращаютъ своими поученiями и запрещенiемъ, независимо отъ мѣръ, которыя обязано принимать по симъ предметамъ мѣстное гражданское начальство.
35. Въ случаѣ суевѣрныхъ дѣйствiй или разглашенiй, производящихъ въ народѣ замѣтное впечатлѣнiе, особенно съ признаками неблагонамѣреннаго вымысла или корыстныхъ видовъ, Епархiальный Архiерей обращается къ мѣрамъ вразумленiя и увѣщанiя, а между тѣмъ относится къ Губернатору и, смотря по важности дѣла, доноситъ Святѣйшему Синоду, отъ котораго и ожидаетъ дальнѣйшаго разрѣшенiя.

ГЛАВА ТРЕТIЯ. О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя отъ православной вѣры.
Отдѣленiе первое.  О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя лицъ православнаго исповѣданiя отъ православiя.

36 до 39 (по Прод. 1906 г.) отмѣнены.
39-1 (по Прод. 1906 г.). Отпаденiе отъ Православной вѣры въ другое христiанское исповѣданiе или вѣроученiе не подлежитъ преслѣдованiю и не должно влечь за собою какихъ либо невыгодныхъ въ отношенiи личныхъ или гражданскихъ правъ послѣдствiй, причемъ отпавшее, по достиженiи совершеннолѣтiя, отъ Православiя лицо признается принадлежащимъ къ тому вѣроисповѣданiю или вѣроученiю, которое оно для себя избрало.
39-2 (по Прод. 1906 г.). При переходѣ
одного изъ супруговъ въ другое вѣроисповѣданiе, всѣ недостигшiя совершеннолѣтiя дѣти остаются въ прежней вѣръ исповѣдуемой другимъ супругомъ, а при таковомъ же переходъ обоихъ супруговъ, дѣти ихъ до четырнадцати лѣтъ слѣдуютъ вѣрѣ родителей, достигшiя же сего возраста остаются въ прежней своей религiи. .

39-3 ( по Прод. 1906 г.). Лица, числящiяся православными, но въ дѣйствительности исповѣдывающiя ту нехристiанскую вѣру, къ которой до присоединенiя къ Православiю принадлежали сами они или ихъ предки, подлежатъ, по желанiю ихъ, исключенiю изъ числа православныхъ.

Отдѣленiе второе.  О предупрежденiи и пресѣченiи отступленiя отъ православной вѣры новообратившихся къ ней язычниковъ, магометанъ и евреевъ.

40 - 44  (опускаю для краткости - b_m)

Отдѣленiе третiе.  О предупрежденiи и пресѣченiи распространенiя расколовъ и ересей между православными.

45 ( по Прод. 1906 г.) замѣнена правилами, изложенными въ статьяхъ 66 и 81 Основныхъ Государственныхъ Законовъ (изд. 1906 г.).
45-1 ( по Прод. 1906 г.). Постановленiя закона, дарующiя право совершенiя общественныхъ богомоленiй и опредѣ
ляющiя положенiе раскола въ гражданскомъ отношенiи, объемлютъ послѣдователей какъ старообрядческихъ согласiй, такъ и сектантскихъ толковъ; учиненiе же изъ религiозныхъ побужденiй нарушенiя законовъ подвергаетъ виновныхъ въ томъ установленной закономъ отвѣтственности.
Примѣчанiе (по Прод. 1906 г.). Именнымъ указомъ 17 Апрѣля 1905 года Высочайше повелѣно: 1) установить въ законѣ различiе между вѣроученiями, обнимавшимися наименованiемъ “расколъ”, раздѣливъ ихъ на три группы: а) старообрядческiя согласiя, б) сектантство и в) послѣдователи изувѣрныхъ ученiй, самая принадлежность къ коимъ наказуема въ уголовномъ порядкѣ; 2) присвоить наименованiе “старообрядцевъ” взамѣнъ употреблявшагося названiя “раскольниковъ”всѣмъ послѣдователямъ толковъ и согласiй, которые прiемлютъ основные догматы Церкви Православной, но не признаютъ нѣкоторыхъ принятыхъ ею обрядовъ и отправляютъ свое богослуженiе по старопечатнымъ книгамъ. — Сiе примѣчанiе относится также къ статьямъ 52, 55, 58, 6З и 64. 1905 Апр. 17, собр. узак., 526, Имен. ук., ст. 5, 7.
45-2 ( по Прод. 1906 г.) . Религiознымъ обществамъ старообрядцевъ и сектантовъ присвоивается наименованiе “общинъ” (Зак. Гражд., ст. 413).
45-3 (по Прод. 1906 г.). Духовнымъ лицамъ, избираемымъ общинами старообрядцевъ и сектантовъ для отправленiя духовныхъ требъ, присвоивается наименованiе “настсятелей и наставниковъ”, причемъ лица эти, по утвержденiи ихъ въ должностяхъ надлежащею правительственною властью, подлежатъ исключенiю изъ мѣ
щанъ или сельскихъ обывателей, если они къ этимъ состоянiямъ принадлежали, и освобожденiю отъ призыва на дѣйствительную военную службу и именованiю, съ разрѣшенiя той же гражданской власти, принятымъ при постригѣ именемъ, а равно допускается обозначенiе въ выдаваемыхъ имъ паспортахъ, въ графѣ, указывающей родъ занятiй, принадлежашаго имъ среди этого духовенства положенiя, безъ употребленiя, однако, православныхъ iерархическихъ наименованiй.
46 ( по Прод. 1906 г.). Тѣмъ же духовнымъ лицамъ (ст. 45-3 , по Прод.) разрѣшается свободное отправленiе духовныхъ требъ какъ въ частныхъ и молитвенныхъ домахъ, такъ и въ иныхъ потребныхъ случаяхъ, съ воспрещенiемъ лишь надѣвать священнослужительское облаченiе, когда сiе будетъ возбранено закономъ.
47 (по Прод. 1906 г.). Запрещается старообрядцамъ и сектантамъ устраивать, безъ надлежащаго разрѣ
шенiя, скиты или иныя сего рода обиталища.
48 (по Прод. 1906 г.). Старообрядцамъ и сектантамъ дозволяется творить общественную молитву, исполнять духовныя требы, совершать богослуженiя по ихъ обрядамъ, какъ въ частныхъ домахъ, такъ равно въ особо предназначенныхъ для сего зданiяхъ, съ тѣмъ лишь непремѣннымъ условiемъ, чтобы при этомъ не были нарушаемы общiя правила благочинiя и общественнаго порядка.
49 ( по Прод. 1906 г.). Для погребенiя умершихъ старообрядцамъ и сектантамъ предоставляется имѣть особыя кладбища, или же имъ отводятся отдѣльныя мѣста въ предѣлахъ общихъ кладбищъ. При погребенiи дозволяются: 1) предношенiе иконы сопровождаемому на кладбище покойнику, и 2) творенiе на кладбищѣ молитвы по принятымъ у старообрядцевъ и сектантовъ обрядамъ, съ пѣнiемъ, но безъ употребленiя церковнаго облаченiя.
50 и 51 (по Прод. 1906 г.) исключены.
52. Полицiя обязана вести метрическiя книги о рожденiи, бракѣ
и смерти раскольниковъ по правиламъ, изложеннымъ въ Законахъ о Состоянiяхъ.
53. Запрещается заводить или распространять между православными какiя либо ереси.
54. Кто свѣ
даетъ о начальникахъ, учредителяхъ или распространителяхъ какой либо ереси, тотъ обязанъ доносить о томъ мѣстному начальству.
55. О состоянiи раскола, гдѣ онъ есть, мѣстные Священники доносятъ Епархiальному Преосвященному съ описанiемъ своихъ дѣйствiй какъ по охраненiю православныхъ въ истинной вѣрѣ, такъ и по вразумленiю заблуждающихъ. Епархiальное начальство, руководствуясь церковными правилами и особыми государственными постановленiями, наставляетъ подчиненное духовенство въ семъ важномъ предметѣ служенiя его и оказываетъ оному пособiе сношенiемъ съ гражданскимъ начальствомъ, обязаннымъ на основанiи предшедшихъ статей ограждать церковь отъ оскорбленiй и не допускать заблуждающихъ къ публичному оказательству раскола.
56 и 5 7 (по Прод. 1906 г.) отмѣ
нены.
58. Вразумленнаго въ истинной вѣрѣ и желающаго отъ раскола присоединиться къ православiю приходскiй Священникъ присоединяетъ по правиламъ церковнымъ, беретъ съ него подписку о пребыванiи въ православiи и записываетъ присоединенiе въ метрическую книгу. Въ сомнительныхъ случаяхъ Священникъ испрашиваетъ отъ Преосвященнаго разрѣшенiе предварительно присоединенiя.
59 (по Прод. 1906 г.) исключена.
60 (по Прод. 1906 г.). Старообрядцамъ и сектантамъ дозволяется занимать общественныя должности, съ утвержденiя, въ указанныхъ законами случаяхъ, подлежащихъ правительственныхъ властей..
61. Скопцамъ запрещается принимать къ себѣ
въ семейство, подъ какимъ бы то видомъ ни было, чужихъ дѣтей.
62 (по Прод. 1906 г.) замѣнена правилами, изложенными в Уставе о Паспортахъ (изд. 1903 г.).
63. Изъ сосланныхъ въ Закавказье раскольниковъ обратившiеся къ православiю, по возвращенiи оттуда во внутреннiя губернiи, подвергаются, для утвержденiя ихъ въ православiи, надлежащему надзору со стороны духовнаго начальства.
64. Полицiя старается всѣ
ми зависящими отъ нея мѣрами не допускать исполненiя изувѣрныхъ покушенiй со стороны тѣхъ изъ раскольниковъ, которые принадлежатъ къ ересямъ, соединеннымъ съ свирѣпымъ изувѣрствомъ и фанатическимъ посягательствомъ на жизнь свою или другихъ, или же съ противонравственными гнусными дѣйствiями.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.  О предупрежденiи и пресѣченiи преступленiй противу правилъ вѣротерпимости.
Отдѣленiе первое. О предупрежденiи и пресѣченiи нарушенiя правилъ о свободѣ иностранныхъ христiанскихъ и иновѣрныхъ исповѣданiй.

65-76. (опускаю для краткости - b_m)

Отдѣленiе второе.  О предупрежденiи и пресѣченiи привлеченiя въ иновѣрiе.

77. Тѣ же правила терпимости, которыя сохраняетъ правительство, обязываютъ всякую духовную власть и всякое частное лицо иностраннаго христiанскаго и иновѣрнаго исповѣданiя не прикасаться въ дѣлахъ вѣры къ убѣжденiю совѣсти послѣдователей другихъ вѣръ. Посему, всякое малѣйшее помѣшательство церкви православной въ правилахъ ея и въ священно-служенiи, оскорбленiе чѣмъ либо ея служителей и всякое отвлеченiе не только отъ нея, но и отъ другихъ терпимыхъ вѣръ, строжайше запрещаются.
77-1. (по Прод. 1906 г.). Христiанамъ всѣхъ исповѣданiй разрѣшается принимаемыхъ ими на воспитанiе некрещеныхъ подкидышей и дѣтей неизвѣстныхъ родителей крестить по обрядамъ своей вѣры.
77-2 (по Прод. 1906 г.). Внѣбрачное дитя, мать котораго извѣстна, можетъ быть, по ея желанiю, крещено по обрядамъ ея вѣроисповѣданiя.
77-3 (по Прод. 1906 г.). Во всякаго рода учебныхъ заведенiяхъ, въ случаѣ преподаванiя въ нихъ Закона Божiя инославныхъ христiанскихъ исповѣданiй, таковое ведется на природномъ языкѣ учащихся, причемъ преподаванiе это должно быть поручаемо духовнымъ лицамъ подлежащаго исповѣданiя и, только при отсутствiи ихъ, свѣтскимъ учителямъ того же исповѣданiя.
78. Запрещается римско-католическому бѣлому и монашествующему духовенству въ губернiяхъ Западныхъ имѣть въ домахъ, церквахъ и монастыряхъ своихъ для услуженiя людей православнаго исповѣданiя.
79. Запрещается римско-католическому духовенству дѣтей православнаго исповѣданiя посылать въ римско-католическiя церкви къ слушанiю службы вмѣстѣ католиками, преподавать симъ дѣтямъ катихизисъ или же дѣлать имъ противныя православiю внушенiя. Монахи, изобличенные въ дѣланiи ученикамъ другихъ вѣръ внушенiя правилъ вѣры римскокатолической, не допускаются къ исправленiю духовныхъ требъ для мiрянъ, кромѣ случаевъ крайней необходимости. Члены римско-католическихъ Духовныхъ Консисторiй, которые будутъ уличены въ потворствѣ и въ принятiи посредничества относительно желающихъ отступить отъ православiя, удаляются отъ присутствiя.
80. Запрещается духовенству иностранныхъ христiанскихъ исповѣданiй преподавать православнымъ духовныя требы или дѣлать внушенiя, до религiи касающiяся, и тѣмъ еще болѣе запрещается ему входить въ какое-либо посредство, сношенiе, представленiе и ходатайство о желающихъ отступить отъ православiя.
81. Запрещается протестантскому духовенству прибывающихъ въ его приходы неизвѣ
стныхъ ему людей допускать къ причащенiю Св. Таинъ безъ взятiя отъ нихъ подписки въ томъ, что они не принадлежатъ къ православной церкви.
82-87 (по Прод. 1906 г.) замѣнены правилами, изложенными въ соотв. статьях
Уставовъ Духовныхъ Дѣлъ Иностранныхъ Исповѣданiй.
88 (по Прод. 1906 г.). Нехристiанамъ, нанимающимъ лицъ христiанскихъ исповѣданiй для постоянныхъ домашнихъ услугъ или иныхъ работъ, воспрешается препятствовать нанятымъ лицамъ въ чествованiи воскресныхъ и установленныхъ праздничныхъ дней и въ исполненiи прочихъ религiозныхъ обязанностей.
89. Мѣ
стное начальство наблюдаетъ, чтобъ иновѣрные молитвенные домы были строимы не иначе, какъ съ разрѣшенiя установленныхъ властей.
90 ( по Прод. 1906 г.) замѣнена правилами, изложенными в Уставе Духовныхъ Дѣлъ Иностранныхъ Исповѣданiй

ГЛАВА ПЯТАЯ.  О предупрежденiи и пресѣченiи кощунства и ограбленiя могилъ.

91. Запрещаются въ церквахъ православныхъ украшенiя излишнiя и несвойственныя святости мѣста, нарушающiя достодолжное къ дому Господню уваженiе и пристойнѣйшее для онаго благолѣпiе. Нигдѣ по церквамъ не имѣть никакихъ изображенiй, кромѣ святыхъ образовъ, и самыхъ портретовъ Его Императорскаго Величества не поставлять въ оныхъ; равномѣрно не употреблять въ церквахъ православныхъ иконы рѣзныя и отличныя, кромѣ распятiй искусной рѣзьбы и нѣкоторыхъ другихъ лѣпныхъ изображенiй, на высокихъ мѣстахъ поставляемыхъ.
92. Въ домахъ, кромѣ малыхъ крестовъ и панагiй искусной рѣзьбы, также отнюдь никакихъ рѣзныхъ и отливныхъ иконъ не держать.
93.
Вообще дозволяется лить изъ мѣди и олова и продавать въ рядахъ только кресты, носимые на груди.
94. Запрещается изображать на иконахъ одни символическiе (образовательные) знаки, какъ напр. агнца вмѣсто Христа Спасителя, символическихъ животныхъ вмѣсто Евангелистовъ.
95. Вообще наблюдать, чтобы ни въ церквахъ, ни въ продажѣ и нигдѣ не было иконъ, неискусно писаныхъ, и тѣмъ болѣе писаныхъ въ странномъ и соблазнительномъ видѣ. Гдѣ иконы таковыя усмотрѣны будутъ, духовныя лица, при содѣйствiи мѣстной полицiи, немедленно оныя отбираютъ.
96, 97 ( по Прод. 1906 г.) исключены .
98. Въ селенiяхъ и деревняхъ Священники наблюдаютъ, чтобы въ домахъ православныхъ прихожанъ святыя иконы были содержимы во всякой чистотѣ
.
99. Запрещается дѣ
лать и продавать какiя либо обыкновенныя вещи съ изображенiями священными, какъ-то: печати и тому подобное.
100.
Лицамъ, нехристiанскихъ вѣроученiй, воспрещается писанiе иконъ, изготовленiе крестовъ и другихъ подобныхъ сему предметовъ чествованiя христiанъ, равно какъ всякая вообще торговля всѣми означенными предметами.
101 (по Прод. 1906 г.) отмѣнена.
102. Во всѣхъ городахъ и селенiяхъ лица, имѣющiя долгъ наблюдать за сохраненiемъ добраго порядка, должны тщательно смотрѣть, чтобы кладбища и могилы не были для ограбленiя разрываемы.

------------------------
Примечание: постатейные ссылки на законы мне пришлось снять для сокращения объема текста
Tags: Церковь, законы, история
Subscribe

  • МГУ былых времен или "Науки юношей питают..."

    Шувалов был из числа ближайших бояр, обер-камергер и Университета московского главный попечитель. Им учреждено было сие училище в царствованье…

  • Байден и его идея фикс

    Намедни Байден позвонил Путину и предложил встретиться лично в какой-либо третьей стране. А сегодня объяснил, зачем ему это надо: "Я, ДЖОЗЕФ Р.…

  • Царский духовник и цезарепапизм

    Когда император Александр II вертел столы, вызывал духов и флиртовал с фаворитками, у него на полочке пылилась книжка его духовника Василия Бажанова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments