bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

"Предсказамус настрадал"

В XVI- XVII веках в Европе многие государи держали при себе личных астрологов. Русские государи ни в чем не уступали европейским.
Василии III держал при себе астролога Николая Любчанина (Николауса Бюлова), "полоняника литовского, родом немчина",  астрологические предсказания которого и его пропаганду греко-латинской унии строго критиковал преподобный Максим Грек.
При Иване Грозном  долгое время состоял  вестфальский астролог и врач Елисей Бомелий (Элизеус Бомелиус). Он не только составлял гороскопы и разъяснял их царю, но и обучал Ивана Васильевича этому занятию.  В народе Елисея Бомелия называли «лютым волхвом».
На Руси в те времена и своих колдунов было великое множество. Англичанин Джером Горсей так писал о последних неделях тяжелобольного Ивана Грозного: "Царь в гневе, не зная, на что решиться, приказал доставить с Севера немедленно множество кудесников и колдуний, привести их из того места, где их больше всего, между Холмогорами и Лапландией. Шестьдесят из них было доставлено в Москву, размещены под стражей. Ежедневно им приносили пищу и ежедневно их посещал царский любимец Богдан Бельский, который был единственным, кому царь доверял узнавать и доносить ему их ворожбу или предсказания о том, о чем он хотел знать."
Царь Алексей Михайлович был патриот - при его дворе астрологическими прогнозами занимались не какие-то там иностранцы, а только свои православные священнослужители:
"Иеромонах Симеон Полоцкой и иеромонах же Димитрий (в последствии св. ростовский митрополит) занимались при дворе Алексия Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. Первый из них прорек за 9 месяцев до рождения Петра славные его деяния, и письменно утвердил, что «по явившейся близ Марса пресветлой звезде он ясно видел и как бы в книге читал, что заченшийся в утробе царицы Наталии Кирилловны сын его (царя) назовется Петром, что наследует престол его, и будет таким героем, что в славе с ним никто из современников сравниться не может» и проч." (А.С. Пушкин. История Петра I.)
Интересно, что свт. Димитрий Ростовский возводил происхождение "звездочётства" непосредственно к Высшим Силам:
"Когда Сифу исполнилось сорок лет, он был восхищен Ангелом на высоту и научен знанию многих тайн Божиих. ... Во время этого своего восхищения Ангелом Сиф видел расположение горней твари, красоту небес и движение их, течение солнца, и луны, и звезд, устроение небесных знамений, называемых планетами, и уразумел их действия; увидел он тогда многое невидимое и уразумел неведомое, будучи наставляемый Ангелом в течение сорока дней.  ...
После своего восхищения на высоту и научения от Ангела Сиф, рассказывая отцу и матери о виденном там, начал чертить на земле расположение небес и подобия планет – солнца, луны и звезд, а также и их течения. Совершая же сие, он начал и письмена изобретать, которые окончательно были завершены после него его сыном Еносом и названы впоследствии еврейскими. И таким образом началось звездочетное и книжное учение от Сифа, который вместе со своим отцом Адамом потрудился, изображая сие на камне, дабы вразумить последующие поколения." (Димитрий Ростовский. Келейный летописец, гл.9-10.)
Верил ли Петр I в астрологические предсказания не вполне понятно,  но до наших дней дошёл его гороскоп.

При Петре (в 1709 г.) начал издаваться известный "Брюсов календарь", составленный Василием Киприяновым под "надзором" графа Брюса - удивительный симбиоз христианства и оккультизма. Наряду со Святцами и «Неисходимой пасхалией» (вечным календарем Пасхи) там помещались  астрологические предсказания для родившихся в год "правящей" циклом планеты, общие и частные предсказания, касающиеся войн, перемен царствований и т.д.



Анна Иоанновна ценила учёность  -  из Пруссии она выписала Леонарда Эйлера и Георга-Вольфганга Крафта.
«Из дворца очень часто обращались в Академию, требуя от нее ответов «по звездам» на разные случаи, начиная с вопроса о перемене погоды. Обычно Академия поручала отвечать на эти вопросы и решать задачи бывшему тогда профессором математики и экспериментальной физики Г. Ф. Крафту, который в связи с этим усердно занимался астрологией, и ответы его всегда в означенный день исполнялись для подкрепления императорской благосклонности к Академии» (Якоб Штелин. Записки).
«Когда родился Иоанн Антонович, то императрица Анна Иоанновна послала к Эйлеру приказание составить гороскоп новорожденному. Эйлер сначала отказывался, но принужден был повиноваться. Он занялся гороскопом вместе с другим академиком. Они составили его по всем правилам астрологии, хоть и не верили ей. Заключение, выведенное ими, испугало обоих математиков — и они послали императрице другой гороскоп, в котором предсказывали новорожденному всякие благополучия. Эйлер сохранил, однако ж, первый и показывал его графу К. Г. Разумовскому, когда судьба несчастного Иоанна Антоновича свершилась» - эту историю описал  А.С. Пушкин в 1836 году в журнале «Современник» в разделе «Анекдоты».
Во второй половине XVIII - XIX в.в. астрология в России  практически исчезла из сферы интересов образованных учёных кругов. На смену пришло и прочно заняло свое место масонство и его различные системы и направления (мартинизм, розенкрейцерство). В начале XX в. до России докатилась оккультная волна теософии Елены Блаватской.
Перед Первой Мировой войной интерес к астрологии возродился. Появилась также масса литературы по эзотерике, физиогномике, хиромантии и магнетизму, продавались всякие предметы для занятий практическим оккультизмом (кристаллы, магниты,  экраны и т.п.), всевозможные талисманы и обереги.
Не помогло.
"И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.  Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей: может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним. " (Ис.47:11-14)
Tags: история, оккультизм
Subscribe

  • ЭКО сделает сказки былью

    Если зайдем на сайт Межсоборного присутствия - поинтересоваться, нет ли каких "новых инициатив", - то увидим, что продолжается обсуждение…

  • Пишите нам, подруги,...

    Гоголевский почтмейстер Иван Кузьмич , простодушный до наивности человек, распечатывал чужие письма "не то чтоб из предосторожности, а больше…

  • Греши и кайся

    Мы тут сидим и ничего не знаем, а у изографов творческая новация - абортивное "богословие в красках". На сайте Пастырь один священник из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments