bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Иерейские скорби и радости отца Иоанна Сергиева

1869 год.
8 марта 1869. Благодарю Господа, помогшего мне совершить благоуспешно раннюю литургию в субботу на Первой неделе Великого поста и причастить до четырехсот причастников. Искушение тотчас по пресуществлении личностию отца диакона Петра Ал. Софронова.
16 марта. Озлился сегодня на протоиерея за то, что он прислал ко мне на епитимию два лица, имевшие любовную связь, а не к отцу Матфею! Хотя это и несправедливо со стороны отца протоиерея, потому что отец Матфей не занят никакою службою постороннею, а я должен был принять это распоряжение спокойно, без досады и гнева; притом же надо же кому-либо грешников спасать [...]   Поэтому надо благодарить за это протоиерея, хотя он делает несправедливо и по жалкой вражде.
13 апреля. Воскресенье Вербное. Враг запутал меня сегодня желанием хорошего, нового подризника и негодованием на протоиерея, отказавшего сторожу в этом подризнике.
14 апреля. Радуюсь о отце протоиерее и о себе, что он весьма благосклонно и дружелюбно принял меня, сверх ожидания моего; благодарю Господа, разрушившего во мне козни вражии, ибо враг клеветал во мне на отца протоиерея и раздражал дух мой против него, как против врага, завистника и притеснителя. И что же я нашел в протоиерее, пришедши к нему? – Отца и друга, опытного и рассудительного старца. Тут же, в его квартире и сидя с ним, плененный его радушием, я вознес внутреннюю благодарственную молитву к Отцу светов, [...]  Хорошо жить и служить под крылом доброго начальника.
16 апреля. Великая Среда. Вечер. Исповедь. Малейшее обращение пристрастного внимания на деньги, минутное пожаление и попытка к сбережению их во время исповеди сильно уязвили меня и надолго, и много надо было молиться Господу крепким воплем о спасении от беды сребролюбия.
17 апреля. Вчера сребролюбием – сегодня злобою запнул злодей на чтеца Василия Каменоградского, и как упорно! Едва-едва после усиленной молитвы и после потребления Даров с великою верою оставил меня!
19 апреля. Согрешил – впадал в противление внутреннее своему начальнику и в злобу на не покоряющихся мне дьячков. Ну отнимет ли что у меня дьячок, если я только сам не лишу себя великого дара – спокойствия, кротости, незлобия, терпения; отнимет ли он мое священство – не всегда ли я останусь священником, а он дьячком, как женившийся на вдове? Что же я его боюсь за непокорение и грубление? Да он уже и исправился.

20 апреля. Всерадостный день Пасхи. Благодарю Тя, многомилостиве Господи, яко даровал еси мне благодать совершенного спокойствия во время пасхальной утрени и пред нею и совершить раннюю литургию с горящим сердцем и со слезами и громогласием благодати; благодарю Тя, яко не погас и не изнемог дух мой от чрезмерной теплоты по причине множества народа и горящих свечей. Благодарю Тя, Всеблагий Отче и Промыслителю, яко во всем дерзаю в Тебе и Тобою. День очень ясный.
Благодарю Тя, Господи, яко восставшую было в сердце моем вражду на отца протоиерея за еже не датися от него мне лобзанию братскому в руку и не дати свещи из своей руки тотчас же погасил еси.
25 апреля. Зачем я скорблю, получив благословение Святейшего Синода вместо ожиданного наперсного креста? Если бы я получил выговор от Святейшего Синода, моя скорбь была бы основательна; но благословению, хотя оно и формально, должно радоваться, ибо что Синод? – Собрание священноначальников, руководимых Духом Святым. Пренебрежение благословением означает гордость и непонимание духовных вещей, а жажда наперсного креста означает пристрастие к блеску и вообще к блестящей наружности, которая весьма часто вредит духу. Благословение выше наперсного креста, как благословение Господне. Золотого креста не носил Иисус Христос, а нес на плечах огромный деревянный крест, подавлявший Его, на котором потом был распят. Предтеча не носил креста, но был велий в рожденных женами [Мф. 11, 11]; апостолы не носили на персях креста, а в персях. Чего же ты хочешь?
26 апреля. Суббота Светлой недели. Вечер. Всенощная. Благодарю Господа, укротившего лютую бурю душевную во плоти моей, бурю страстей, смущения, тесноты, негодования, скорби, безгодия вследствие неисполнившейся надежды на получение награды – позлащенного наперсного креста.
Однако я большой лицемер, что лишение ожидаемой награды так сильно подействовало на меня, возбудило во мне такую скорбь, раздражение, хулу, негодование, уныние. Видно, что я хотел потщеславиться. И чем же? Крестом, который должен внушать смирение, самоотвержение, презрение к земному блеску, любовь к Богу и ближнему, долготерпение, послушание, горнее жительство.
29 апреля. Вторник. Радуница. Служил обедню один в Успенской церкви. Немощь крайняя: голос слаб. Сильное подстрекательство к злобе от врага на чтеца Василия Каменоградского, оказавшего мне непокорность еще в Великом посту, тоже, конечно, по научению диавола; злопамятство диавольское во мне; не сам ли я подал повод к непокорности нелюбовным в то время обращением с ним – в раздражении и смущении?
11 мая. Святых Кирилла и Мефодия. Благодарю Господа, даровавшего мне слово на день святых Мефодия и Кирилла и сказать его в соборе. Обедню служил позднюю (я в красных ризах и в новом подризнике); царствующий дом говорил весь по именам. Много борьбы было с растленною природою моею и с сопротивными силами.
1 июня. Сильно искушался сегодня пред литургией из-за старого подризника, который протоиерей велел дать мне для служения. Огорчился я на него за его скупость, по которой он даже в воскресение жалеет дать порядочный подризник. Всю обедню была тягота и теснота во мне и горечь. Немощен был духом и телом. Святые Дары совершил спокойно; причастился с верою и дерзновением.
Вечерню совершил с слабым духом, претыкался от смущения и боязни. Пред вечерей спал. За обедом ел ватрушку; выпил рюмку английской горькой водки. После вечерни при совершении Таинства Крещения при служении молебна и напутствия больной успокоился и очистился духом.
Домой пришедши, расстроился оттого, что жена не давала мне любимого куска, хотя и знал, что это она делала по своей любви ко мне и ревности к сохранению меня от всего вредного. Какой я своенравный и сластолюбивый! Из-за сладкого куска на жену рассердился и, озлобившись, не хотел ничего есть! Где же разум? Где рассуждение, смысл? Где терпение, кротость, незлобие? Где тихость и покорность? Где любовь супружеская и христианская?
Ночь с 12-го на 13-е июня после бытия в гостях у Н. А. Леопардова, курения сигары и питья крепкого чаю спал хорошо, только к утру в правой руке сделалась боль, как бы от паралича (я спал на правом боку), – боль очень сильная, так что я едва мог выпрямить ее от боли; думаю, что это от табаку и от крепкого чаю. От курительного табаку омрачается и грубеет сердце, темнеет и грубеет и кровь, приливы и ломоты делаются.
23 июня. Сегодня во время обедни диавол пустил в сердце мое, как реку быструю и увлекающую, страсть лицезрения: стояла в церкви весьма красивая женщина с малюткой девушкой, которую хотели причастить. Вот тебе урок: цени красоту лица, этот минутный призрак, этот увядающий цвет, этот тлен в прекрасной форме.  [...]  Не сластолюбствуй и не прельщайся, да не расслабеет от сластей и пресыщения сердце твое и чресла твои; как добрый и искусный воин, вооружайся всегда постом и молитвою.
1 июля. Два раза тяжко согрешил я сегодня: дьячка Каменоградского назвал пакостником и ротозеем в полубашне около цитад[ельных] ворот, где причащали больную [Акишину]. Дьячок долго не являлся – я озлился на него (согрешил ко Господу); в другой раз – на отца протоиерея за то, что вместо меня привел мужичков к присяге и взял мой доход. Волку в пасть попало добро, думал я, и сильно вознегодовал и огорчился на него, желчи и злобы исполнился к нему. О, пристрастие к деньгам, которые не были моими, которые случайно представились и которых я не заслуживал! Вот тебе и любовь к ближнему.
6 июля. Трижды враг мучил меня злобою своею нынешний день: пред самым причастием за обедней в Успенской церкви (сорокоуст по Проворову) – впрочем, я не допустил ее до сердца, по благодати Божией: был только прилог мучительный; потом на молебне за великого князя Александра Александровича новорожденного на протоиерея Павла и отчасти Матфея; и наконец дома – на свояченицу Марью Константиновну за то, что опоздали на пароход, – точно бомбы пускал или огненные стрелы. А как подстрекает! Мочи нет. За что-нибудь мстит, окаянный. Трижды спасал меня Господь по молитве моей от пасти адского дракона.

16 июля. Благодарю Господа, услышавшего молитву мою о чтеце Василии Каменоградском и чудесно изменившего его, сделавшего смиренным: каким благоустроенным сердцем и голосом прочитал и пропел он вечерню сегодняшнюю, с каким смиренным настроением духа! Этого я и желал, об этом и молился. Благодарю Господа, примирившего меня с сим чтецом. Великую силу имеет изъятие частиц из просфоры за кого-либо и моление пред Бескровною Жертвою.
Как за человека немощного (не как только митрополита) помолился я сегодня и за владыку Исидора – и уповаю, что благоплодно, по благодати Божией; это знает его душа, и на это уповает мое сердце.
30 июля. Среда. Воззвал я ко Господу с полным упованием о прекращении дождевого ливня, и чрез пять-десять минут небо просияло. О сооружении Дома трудолюбия тоже молился Господу с упованием. Исполнит и это прошение мое Господь. В Господе Иисусе уповаю получить желаемое.
30 июля. Вчера, во время чтения Евангелия на молебне у подполковника Горемыкина, враг смутил и обессилил мое сердце блудным помыслом и сомнением. Надо смело глядеть в глаза всем и ни во что вменять призраки и пакости бесовские; чрево порабощать должно, бдеть, молиться, читать чаще слово Божие с размышлением.  [...]
Владыка Исидор важное дело сделал: устроил богадельню и училище для духовных сирот. Характер его – неласковость – для всех одинаковый (из духовных белых). Даже архиерея Палладия он не совсем ласково принимал. Да помилует его Господь и умягчит сердце его, соделав отцом любвеобильным, кротким, смиренным.   [...]
Владыку Исидора ты осуждал, что он сердито, высокомерно принимает, – а сам ты как сердит, даже иногда в храме, не говоря – дома на домашних: обращаешься как жестокий деспот, требуя, чтоб всё было по-твоему, и кипя гневом, когда сделано что-либо вопреки твоему желанию. А что такое твое желание? Не более как прихоть.
5 августа. Ездил за город к бедному комиссару – причастить его больную дочь; издержал сорок копеек извозчику. Господь за издержку невознагражденную вознаградил в тот же день при провожании тела усопшего гимназиста (три рубля).
24 августа. На молебне благодарственном споткнулся от сердечного бессилия при чтении окончательной благодарственной молитвы, а сердце обессилело из-за человекоугодия: во время ектении сугубой я входил в алтарь и распорядился о выносе просфоры некоторым именитым лицам (Всеволож. Дм. и прочим). Не человекоугодничай, а единому Богу угождай, к Нему сердце и мысль всецело обращай.
Служил 3-го сентября молебен на лоцманской, вновь устроенной брантвахте в десять с половиной часов до полудня. Было два капитана первого ранга и несколько офицеров и лоцманов. Некоторые слова ектении и в молитве показались мне неуместными, я усумнился, постыдился и устрашился выговорить их – и за то посрамил Бог лице мое: скорбь и тесноту почувствовал я в сердце и посрамление. Нужно дерзновение, вера. Потом припал к лику Господа и просил у него сердечно прощения и мира. Получил – умиротворился.


Из дневников святого и праведного Иоанна Кронштадтского (т. XIV)
azbyka.ruotechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik
(Продолжение следует)
Tags: Иоанн Кронштадтский, духовенство
Subscribe

  • На всякий случай

    Из СПРАВОЧНИКА ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ ( Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П., М.: ЧеРо, 1999)…

  • Молодой весны гонцы

    Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается (сказал кто-то…

  • О мамонтах

    Дискуссия о происхождении огромного количества костей мамонтов на ряде восточноевропейских стоянок верхнего палеолита имеет длительную историю, ее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments