bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Великопостные службы отца Иоанна Сергиева

В дневниках отца Иоанна основную  часть текста занимают  его размышления, описания  повседневных событий, семейных и интимных подробностей быта. Записи о церковных службах, рассеянные по обширному тексту, занимают не так уж много места по объему, но не по значению: совершенно очевидно, что предстояние перед престолом - главное в его жизни.  Как иллюстрацию этого я и привожу свои  выборки соответствующих фрагментов из дневников.
На мой взгляд, записи отца Иоанна интересны в самых разных отношениях и дают повод для сопоставлений.
Великий пост 1874 года. Отцу Иоанну идет 45-й год, в священном сане он уже более 18 лет, но пока еще иерей (сан протоиерея получит  на 20-м году служения), состоит штатным клириком Андреевского собора, где подвизаются 3-4 священника (вместе с настоятелем). До всенародной известности ещё далеко.

1 февраля.
Двести десять поминаний было, и тридцать четыре рубля доходу Господь послал. За всё благодарение Господу.
//накануне Вселенской родительской субботы 2 февраля  - b_m//
9 февраля.
7-го и 8-го числа я был в Питере и почти напрасно убил время и деньги,
//Масленица 4-10 февраля, Великий пост с 11 февраля -  b_m//
11 февраля.
Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную мне сегодня в церкви учебного экипажа во время служения мною часов и отпевания тела рабы Божией Любви (Воскобойниковой). Мои нервы были крайне раздражены от петербургского воздуха и от не совсем исправного варения желудка, а особенно – от раздражения на нищих. Долго адский червь сосал мое сердце, смущал, теснил, насиловал, наводил боязнь, робость, недоверие к себе. Наконец – благодать Духа пришла на воздыхания и слезы мои и воцарилась во мне, обновила меня, укрепила, ободрила, умирила, оживила, и я всю службу добре совершил.
15 февраля.
Благодарю Господа, помогшего мне совершить исповедь ста семидесяти человек на первой неделе Великого поста.
Начавши сегодня служить раннюю обедню для множества причастников, я чувствовал себя внутренне, духовно и телесно мертвым, немощным, не имущим дерзновения; голос был слабый от немощного, страстями окованного сердца.
Много пролил я слез, почувствовав глубоко свою бедность, свое окаянство, свою немощь. Причастившись Святых Тайн, я тотчас мгновенно оживился. Говорил проповедь с одушевлением – проповедь своего сочинения. Во время причащения причастников враг запинал и не давал говорить – я боролся. Впрочем, окончил всё благополучно. Благодарю Господа за совершение священнодействия пренебесного, животворящего, страшного. Да не будет ни для кого вотще принятые сегодня божественные и животворящие Тайны, да принесут они плод сторичный.
17 февраля.
Многих слез во время литургии стоила мне выкуренная вчера поздно вечером сигара: душа охладела, голосу на стало (как вредно курить!), нервы до крайности упали: боюсь и боюсь всего – сам не знаю чего. На великом входе царскую фамилию не мог выговорить: трудно крайне было говорить; к тому же боязнь бесовская. Причастился, слава Богу, в оживление, в мир, простор и радость.
18 февраля.
Понедельник Второй недели Великого поста. Утро. Жестоко поругался сегодня надо мною бесплотный злодей из-за вчерашнего, с вечера, чревоугодия и пресыщения. (О, чревный бес!) Смущался и озлоблялся на дьячка во время утрени за его нерадивое, несмысленное, бесчувственное, монотонное чтение и пение. Вот удивительное хладнокровие и спокойствие нечувствия и неподвижности сердечной в дьячке! Поучиться можно такому хладнокровию и спокойствию, чтобы, делая свое дело (хорошо или дурно), оставаться спокойным и ничем не тревожиться, исправны ли другие или нет.
20 февраля.
Благодарю Господа за пренебесный дар совершения Преждеосвященной литургии и причащения бессмертных и животворящих Таин. Крайне тяжкое искушение было со мною во время обедни из-за дьячка моего Преображенского: я велел ему петь стихиры, и он говорит: трудно. А какой труд при его пении, монотонном и небрежном? – Но верою и покаянием победил Господь во мне врагов бесплотных и страсти мои отъял. Слава о сем Господу!
23 февраля.
Суббота. Крайне тяжело мне было сегодня за обедней поздней: неприязненное чувство к дьячку всё продолжалось, против воли, – на душе и во всем существе. Крайняя теснота, тягота и скорбь, неприязнь возобновилась при поспешном пении причетника, коему было давно и недавно сказано, чтобы на известных местах не спешил; когда я приступал к причащению, мне было особенно тяжко; грех смущал, теснил, бичевал, посрамлял меня: я повергался в землю, каялся. Наконец частью успокоился и причастился Святых Тайн и, благодарю Господа, ощутил жизнь, но скоро, заметив леность дьячка к пению во время раздробления Агнца, я опять почувствовал к нему нерасположение; скоро в том раскаялся; молитвы к причащению говорил твердо; причащал с теснотою и некоторым смущением; во время благодарственных молитв я стоял у чаши, молился и слезил, – успокоился, хоть не совсем. После же потребления Святых Даров совершенно успокоился, сказавши Господу раньше слово упования: Господи! всё Тебе возможно: Ты можешь отъять всяческие грехи и всякую тяготу от сердца моего.
И смех и горе. Сегодня во время утрени я рассмеялся (так враг расслабил мое сердце!), когда отец протоиерей прикладывался к иконам на половинках царских врат, а я отворил оныя для заупокойной ектении на 6-й песне канона. А пред тем я был в душевной беде, в смущении и тесноте от злых духов. После смеха еще более смутился и уязвился. О, сердце! Сердце!
26 февраля.
День рождения наследника цесаревича Александра Александровича. Благодарю Господа, сподобившего меня бесценного, животворящего Дара Своего – причастия святых бессмертных животворящих Таин. Литургия Преждеосвященных. Вторник. Заамвонную молитву читал с трудом от душевного и физического бессилия. Между прочим, от дурной погоды, ибо на улице сделалась во время обедни, в конце, сильная непогода со снегом и метелью. После обедни служил молебен в доме Герасимова, у крестьянина торгующего Захара Ивановича; после молитвы предложили чай, закусочку. Беседовал о вреде пьянства: [...]
9 марта.
Суббота. Четвертая Неделя Великого поста. Вчера у меня было исповедников сто восемьдесят три человека; у отца Матфея двести семьдесят пять; у отца Павла двести пять человек. Сегодня за ранней было причастников до шестисот человек. Сначала, да и всю обедню я служил в немощи духа и внутренних органов; враг смущал меня, особенно на великом входе; я служил с сокрушением и слезами, чувствуя свою нищету и немощь; голос был дрожащий или дребезжащий. Но после причащения Святых Тайн Господь совершил во мне чудо избавления: смущавшие меня невидимые враги как дым исчезли, и я ощутил мгновенно мир, очищение, дерзновение, силу; проповедь говорил спокойно, с умилением и горячим духом; причащал спокойно. Благодарю Господа за чудеса милосердия.
Я должен знать, что я, по причине внутренней золотухи моей, не могу служить и говорить, если ем постную крепительную пищу, например мучнистую (горох, овсянку) или булку, даже рыбу. Я по немощи должен употреблять молоко и скоромный суп даже в пост.
14 марта.
Утро. Страшно наказан я за вчерашнее пресыщение с вечера (когда я в одиннадцатом часу (вечера) ел пироги трактирные постные с рыбой, а раньше того пил довольно много чаю сладкого и миндального молока стакан). Ибо, пришедши сегодня к утрени (стояние Марии Египетской) и заметив в дьячке надутость, что он сверх обыкновения не подходит взять у меня иерейское благословение, я огорчился на него, смутился и ощутил, что враг бесплотный уловил меня в свою сеть, теснит, наводит боязнь и мучит меня, не давая мне говорить ектений и тропарей Великого канона. Еще пред утреней я припадал много раз к престолу, прося милости и заступления у Бога, – но Бог предал меня в наказание врагу моему; в продолжение всего канона я боролся внутренне с врагом, горько раскаиваясь в своем грехе и во многих грехах. [...]
Обозреваю пройденное мною поприще поста и ужасаюсь – потому, что провел оное в чревоугодии и пресыщении, в лакомстве, сластолюбии, – и не Господу работал, а своему чреву, которое Бог упразднит [1Кор. 6, 13]. Господи, помилуй мя!
16 марта 1874 г.
Всенощную служил я добре по благодати Божией; голос был чистый, звонкий, пел все стихиры на Господи воззвах, на стиховне и хвалите. Сегодня исповедывался отцу Порфирию Строкину. Благодарю Господа за милосердие неизреченное.
20 марта.
Служил вместо протопопа великопостные часы пред отпеванием Евгении Федоровны Бритневой; это было в среду; три дня я не служил: сердце мое крайне расслабело и сделалось плотяным, боязливым, похотливым, раздражительным, особенно вследствие курения сигары (в воскресенье вечером или в субботу); только усердная молитва веры и раскаяния и упование на всеочищающую и всепримиряющую жертву пречистого Тела и Крови Господней подкрепила мое сердце, умирила, придала дерзновение и силу. И я хотя при бесовской боязни, но говорил громко тропари часов (впрочем, с пропусками) и молитву святого Ефрема. Во время обедни лил слезы покаяния и умиления; причастился Святых Тайн недостойно, ибо плохо приготовился к служению литургии; сердце было нечисто, холодно. После причастия взглянул я случайно на диакона Петра: он смотрел на меня как-то подозрительно, недоброжелательно, злобно: это меня крайне смутило; он отошел к Уставу (на аналое у окна); я в смятении стал усердно молиться о смягчении моего сердца; враг бесплотный смущал меня. Я творил молитву, моля Господа укрепить сердце мое дерзновением при чтении заамвонной молитвы: Владыко Вседержителю, Иже всю тварь – и прочитал молитву редко, твердо, без пропусков, только в возгласе пропустил несколько слов: яко благословися... пречестное и великолепое... От ядения рыбы накануне сердце мое было столь слабо и боязливо, я это чувствовал.
21 марта.
Сегодня вечером я поспешил исповедию, смущаемый прилогами врага к поспешности ради моего сребролюбия и человекоугодия, потому что спешил к выносу Матрены Егоровны Гречухиной. Когда я кончил исповедь, меня чрезвычайно подстрекал враг к нетерпению, ярости относительно препятствующих и препятствию, и, когда я приехал в Владимирскую церковь, дух мой был крайне возмущен. Я – в слезы покаяния и молитвы; Господь оживил и укрепил душу.  ... Вот что [делает] сребролюбие и нетерпение, двоедушие, ибо я двоился сердцем и мыслями еще во время исповеди, торопясь и скрадывая слова! Да простит мне Господь!
24 марта.
Причащал я сегодня сорок два человека крестьян, исповеданных отцом Матфеем, и думал: они исповеданы другим, не мною; он исповедал, а мне дал труд причащать (согрешил, окаянный); две частицы Пречистых Тайн на пол уронил и поднял: (диакон замыл потом). А когда взглянул потом, что дал мне один офицер, исповедавшийся у меня пред ранней обедней, [Т...], [увидел], что он дал один три рубля, – вот щедроты Божии! И меня не оставил Господь. Благодарю Господа! Помилуй мя, Господи!
25 марта.
Крайне тяжело было на сердце сегодня за утреней и обедней ранней от вчерашнего ядения вечером; многими трудами и слезами покаяния исходатайствовал я благодать Господню и неосужденное причащение животворящих Тайн. Еще ли буду безумен и не буду ценить подобающим образом дар причащения? Еще ли буду с вечера есть и пить, имея в виду литургию на следующий день? Славлю бесконечное милосердие Господа, сподобившего меня совершить громогласно и со дерзновением утреню Благовещенскую с поклонами земными и литургию Златоустого и причаститься чудных Божественных Святых Тайн Тела и Крови Его, Владыки живота моего.
28 марта.
Четверг Великий. [...] Благодарю Господа, даровавшего мне силу совершить литургию непреткновенно, кроме заамвонной молитвы, в которой пропустил несколько слов по напавшей на меня диавольской боязни. После употребления Святых Даров чувствовал себя весь день хорошо, покойно, бодро. У Александра Федоровича Федорова обедал и чай пил; у Серебрениновой ранее – тоже пил чай и токайское вино пил. У Федорова портвейн и херес – [Лемана].
Благодарю Господа, даровавшего мне Божественный мир и умиление дивное во время чтения двенадцати Евангелий, то есть во время всенощной на Великий Пяток.
Благодарю Господа, даровавшего мне слово на Великий Пяток, которое я составил легко, в один дух, а в Великую Субботу на утрени произнес.
Благодарю Господа, даровавшего мне туне три рубля за вынос тела Александры (трактирщицы с горы и новорожденного младенца Наталии, коим она умерла) и за исповедь Екатерины Михайловны Казановой три рубля, да еще рубль за напутствие Георгия Кузнецова в дому Третьяковой.
В Великий Пяток я исповедывал крестьян и некоторых офицеров и их жен; в этот день я не ел с утра до позднего вечера и только стакан чаю выпил поутру и, надо заметить, был силен духовно – препятствия от врага встречал слабые. Совсем не то бывало, когда я исповедывал поевши.
В Страстную Среду у меня было двести десять исповедников, в Великий Пяток сто тридцать. Нынешний год вообще было больше исповедников. Была одна поджигательница, деревенская молодая женщина (два дома сгорели). Любодеяние в народе сильно развито, равно и прелюбодеяние; пьянство тоже.
1 апреля.
Второй день Пасхи. Вчера, в первый день, за поздней обедней я подвергся большому искушению со стороны диавола и своего ветхого человека и со стороны сослужителя моего, дьячка Преображенского: он не пришел к обедне до сугубой ектении – три раза за ним посылал. А Николай, сторож, казалось, вино нехорошо подал для Таинства. Сильно меня коробила небрежность дьячка о службе; я волновался, смущался, был пленен внутренно. Готов был плакать – слез не было; вопиял ко Господу – но по грехам моим Господь медлил спасать меня, предоставляя меня борьбе со врагом невидимым и со своими страстями. При потреблении Святых Даров, когда я сознал себя виновным в этом волнении и возмущении, и признал, что нужно покрыть любовью проступок брата, могшего произойти от его болезни или другой какой уважительной причины, и во всяком случае для такого праздника нужно покрыть грех брата (простим вся воскресением), а что вино только показалось нехорошим, а в самом деле было очень порядочное, – я был помилован от Господа и – успокоился и возрадовался. Слава Господу Избавителю, Просветителю, Спасителю! (За употребление икры с вечера, хотя и в малом количестве; не надо было есть.)
2 апреля.
Благодарю Господа, сотворившего со мною чудо милосердия Своего и силы Своей вчера во время литургии, когда Иннокентий, прислуживающий в алтаре, поднес к причащению первыми детей сторожа Николая, за разные грешки мною нелюбимого; согрешил я: перенес неприязненное чувство в эту минуту и на детей его, невинных младенцев, но за это тотчас был наказан смятением, теснотою, огнем палящим – а надо было детей до двухсот причастить. Внутри стал я молиться усердно Господу в покаянии, уповая на жертву правды, на пречистые Тело и Кровь Господа, – и вот в чудной Тайне сей я получил после крепкого сердечного вопля оставление грехов, прекращение мучения, тесноты, огня, стыда (моя жизнь), внутреннее изменение, возрождение, обновление, воскресение, спокойствие, радость, простор.
15 апреля.
Сколько раз в жизни моей я праздновал Воскресение Христово – и доселе остаюсь мертв прегрешеньми, не воскрес из мертвых по реченному мне в слове Божием: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [Еф. 5, 14]. Даруй же мне, о Господи мой, Господи, воскреснут в сердце моем, разреши оковы страстей моих, умертвивших меня, и вдохни в меня новую жизнь, да не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю, то есть не по плоти прочее во плоти жити время, но духом плотские дела умерщвляти, как-то: гнев, злобу, зависть, чревоугодие, любостяжание, блуд, уныние, непокорность, своенравие и пр. - и облечься в Тебя, в Твою кротость, незлобие, святость, послушание, воздержание, нестяжание.

Из дневника святого и праведного Иоанна Кронштадтского, т. XVIII.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-18-1873-1874-gg/8
Tags: Иоанн Кронштадтский, духовенство
Subscribe

  • Два владыки ели кислый виноград, а у третьего на зубах оскомина

    14 апреля полицией, бойцами Росгвардии и ОМОНа из Среднеуральского монастыря были выселены все люди, там находившиеся. Храмы и другие монастырские…

  • Байден и его идея фикс

    Намедни Байден позвонил Путину и предложил встретиться лично в какой-либо третьей стране. А сегодня объяснил, зачем ему это надо: "Я, ДЖОЗЕФ Р.…

  • Молодой весны гонцы

    Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается (сказал кто-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments