bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Крещение умерших

В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы. (Повесть временных лет)
Сам факт  того, что этот  эпизод особо отмечен в летописи среди самых примечательных исторических событий, свидетельствует о его экстраординарности даже для первых веков христианства  на Руси.
Но вот в книге "Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)" (изд. Св.-Успенского Псково-Печерского м-ря, 2006 г.)  обнаруживаются сведения об аналогичных действиях - уже в наши дни.
ПИСЬМО неких Т. и В. к  отцу Иоанну (Крестьянкину):
Дорогой о Господе отец Иоанн!
Побеспокоить Вас на этот раз меня подтолкнула просьба церковной старосты поселка Е. Я Вам уже писала о молодом священнике отце (иерее) И., который идет своим невероятным по сложности и путанице путем. Все мы в Промысле и в воле Господа. Е. по возможности помогает ему. В наших краях бывают случаи, когда в церковь приходят печатать некрещеных умерших. Тогда, бывает, священник посмертно совершает Таинство крещения. Я слышала, что крестили уже погребенных. А затем уже печатали. Я над этим не задумывалась. Наверное, это неправильно. Так думает и Е. Но спросить не у кого. Е. не хочет обходить отца И. и ставить под возможный удар и старается оградить его от возможных неверных действий.
К Вам без благословения она обратиться не рискнула и попросила об этом меня. Думаю, что крестить умершего взрослого человека, не проявившего в свое время доброй воли в этом вопросе, это как бы насильственное действие, хотя вроде бы и благо. А как быть с детьми? Но это мои мудрования. Прости, Господи! Хотелось бы ответить Е., опираясь на Ваши указания. Простите за беспокойство. Низкий земной поклон Вам, вашей благословенной обители, всем ее обитателям и самой земле, на которой обитель стоит. Да хранит Вас Господь!
Т. и В.
ОТВЕТ  отца Иоанна (Крестьянкина):
Т.!
То, что пишете Вы в отношении крещения мертвых, кощунство и хула! Чтобы Вам и Е. не быть соучастниками страшного дела, непременно и срочно поставьте в известность об этом своего правящего архиерея. Остальное будет уже его дело. Молчать нельзя никак. В книге «Практическое руководство для священнослужителей» Нечаева, 1915 года издания, написано: «Крещеные неправильно или же умершие вовсе без крещения не должны быть ни поминаемы, ни погребаемы по христианскому обряду».
А я о Вас и о В. молюсь и помню!
Господь с Вами!
----------------------
Письма не датированы, они могли быть написаны в период с 1970-х  по  нач. 2000-х годов - можно, конечно, сваливать эту дикость на "наследие мрачных времен" безбожного советского прошлого, но все-таки этот молодой иерей не самосвят, кто-то же его поставлял во священники...
Не исключено, что он как-то по своему - "творчески" - истолковал  загадочное 1Кор.15:29: Понéже чтó сотворя́тъ крестя́щiися мéртвыхъ рáди? А́ще отню́дъ мéртвiи не востаю́тъ, чтó и крещáются мéртвыхъ рáди?
Все может быть...
Еще  удивили слова про "печать умерших" - что бы это значило?  Поиски в сети привели к разъяснению протоиерея Василия Мазура:
«Священнодействие, именуемое в просторечии «запечатыванием» или «печатанием» покойного является необходимой частью погребения. После пения «Вечная память» и чтения молитвы «Господь Иисус Христос Бог наш…» в «Последовании мертвенном мирских тел» говорится: «И полагаются мощи во гроб; архиерей же, или священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей, глаголя: «Госпо́дня земля́ и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней». И посем наливает верху елей от кандила, или сыплют пепел от кадильницы, и тако покрывают яко обычно гроб».
Ну, хоть тут никакой экзотики, кроме названия, все как обычно.
А то иногда "творческая фантазия"  нашего православного  люда и некоторых батюшек  сильно, скажем так, озадачивает...
Tags: Иоанн (Крестьянкин), обряды и обычаи, суеверия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments