Из различных версий происхождения иконографии "Троицы" прп. Андрея Рублева наиболее убедительно выглядит версия О.Г. Ульянова, изложенная им в статье "Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)" (http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm).
Распространение исихазма на Руси связано с митрополитом Киприаном, некогда послушником Феодосия Тырновского, ученика Григория Синаита. Свт. Киприан хорошо знал патриарха Филофея Коккина и Иоанна Кантакузина.
Новая исихастская иконография Святой Троицы впервые появилась на миниатюре рукописи богословских сочинений Иоанна-Иоасафа Кантакузина в 1370-1375 гг. - над двойным портретом Иоанна-Иоасафа Кантакузина.


Она тогда же получила широкое распространение - см. фото близкого по времени покровца с изображением Троицы
Распространение исихазма на Руси связано с митрополитом Киприаном, некогда послушником Феодосия Тырновского, ученика Григория Синаита. Свт. Киприан хорошо знал патриарха Филофея Коккина и Иоанна Кантакузина.
Новая исихастская иконография Святой Троицы впервые появилась на миниатюре рукописи богословских сочинений Иоанна-Иоасафа Кантакузина в 1370-1375 гг. - над двойным портретом Иоанна-Иоасафа Кантакузина.


Она тогда же получила широкое распространение - см. фото близкого по времени покровца с изображением Троицы
(Гостеприимства Авраама) начала XV в. из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:



----------------------------------------
Заметим, что если в этой композиции правый от нас ангел действительно символизирует Спасителя, то левый ангел должен символизировать Бога-Отца (Сын сидит одесную Отца, согласно Символу веры), а центральный ангел - Духа Святого. Все вроде соответстует этому - и гора, и дуб-древо жизни, и здания, вот только неясно, почему у Святого Духа хитон и гиматий Сына.
У "главной", троицкой "Троицы" прп. Андрея Рублева композиция заметно иная - чаша на престоле, иные позы ангелов, положения голов и рук, здание только одно, слева, гора - справа, древо - ближе к центру (о манере письма не говорим). Соответственно, имеются и разные точки зрения на то, какой ангел кого символизирует - количество точек зрения равно числу возможных вариантов. Преобладающей является точка зрения, что Спасителя символизирует центральный ангел.
(Вспомним о "Зырянской Троице" - там надписи на зырянском языке указывают, что справа от нас - «и Пылтос» (Дух), слева - «и Пи» (Сын), а в центре - «Ай» (Отец; утрач. ныне надпись).

Сравнивая троицкую "Троицу" с клеймом иконы «Архангел Михаил с деяниями», мы видим, какой большой творческой свободой обладал художник, какие серьезные изменения он вносил в композицию для совершенствования образного воплощения основополагающего богословского догмата.
Этим полностью опровергаются слова уважаемого отца Александра Салтыкова: "Было бы совершенно неисторичным представить, что Андрей Рублев произвольно изменил бы каноническое расположение ипостасей, которое он, как монах и ведущий московский иконописец, должен был считать незыблемым." (прот. А. Салтыков. Предвечный Совет Пресвятой Троицы).