bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Из писем святителя Филарета (Дроздова)

А.Н. Муравьеву
18 сентября 1849 г. Описание храма Св. Софии печатается, и особые экземпляры будут Вам представлены. Выслушайте отчет в некоторых дерзостях, которые мы с цензором себе позволили.
Квадрат не кажется нам символом смерти, а овал - воскресения. И храм Софии строен конечно не по Египетской символике. Цензор положил исключить из текста указание на Египет, и я решился пропустить все символическое изъяснение чертежа храма.
Царское одеяние, данное Патриарху, сей по смирению переименовал в саккос, вретище. В сем есть причина не возвращать сего переименования царю.
Догадка, что малый омофор есть древний архиерейский, а большой перешел от царя, поспешна. Это можно усмотреть взглянувшему на постепенность в облачениях. Диакон носит иго Христово на одном раме - орарь, священник на обеих - епитрахиль, епископ на обоих раменах напереди и назади и одевается крестом - это омофор, и, очевидно, большой, а не малый. На самых древних иконах всегда епископы в больших омофорах, а в малых даже никогда.
Это признак, что малый омофор есть новое изобретение для удобства. И в ризницах древних малых омофоров нигде нет. Посему мы должны были догадку Вашу о первоначальности малого омофора опустить.
Архиепископу Алексию
14 января 1848 года. Великий псалом (21): Боже мой, Боже мой, вскую оставил мя еси представлен как образчик поэзии. Пророк созерцает событие, поколебавшее вселенную; с удивительной буквальною точностью изображает происходящее на Голгофе за столько веков, а словесник на трепещущей земле, под угасшим солнцем, ищет цветов поэзии.
Пусть эстетики обвинят меня, что это мне не нравится. Поищу оправдания на Голгофе.
23 мая 1857 года. Потрудитесь, Преосвященнейший, растолковать николокузнецкому священнику, что картины Символа веры и молитвы Господней составляются иконописцем посредством произвольных выдумок, частью непонятных, несообразных с делом, не представляющих ничего священного. Такие картины можно терпеть в церкви, когда они уже написаны. Но если прилично и полезно иметь в церкви изображения истинные, понятные и назидательные, то предметы их надо брать из Священного Писания и из истории Церкви и святых.
Прискорбно видеть неведущего мирянина, распоряжающегося иконописанием в церкви, и священника, смотрящего тупыми глазами и не помышляющего, что его обязанность рассудить, что прилично церкви.
До чего не доживешь на свете! […]
11 ноября 1849 года. Не по моде ли мы богословствуем? [1] Прежде утверждались на Священном Писании и мало внимания обращали на Предание. Потом с силою заметили сей недостаток: слова «Православие» и «Предание» стали звучать чаще и сливаться в один звук, и начали богословствовать по Преданию, оставляя иногда позади Священное Писание, а некоторые и уничижали Писание.
Новозаветные священные писатели писали по сошествии на них Святого Духа, и они свидетельствовали и о ветхозаветных, что от Святого Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы [2]. Так ли верно можно определить минуту, когда церковный писатель сделался святым, и следственно не только писателем, подверженным обыкновенным недостаткам человеческим? Церковь, конечно, думала о сем вопросе и учит признавать Предания, с откровением Божиим согласные. И потому не правильнее ли основывать учение главным образом на Священном Писании, а Преданием дополнять, объяснять, защищать от неправомыслящих? С[вятой] Василий Великий сильно доказывает святость с[вятого] Григория Чудотворца и на сем основании ссылается на его свидетельство и Предание. А Метафраст? А Кирилл Туровский? [3] Чудотворцы ли они? Внесены ли в число святых? Суть ли это камни основания?
С[вятой] апостол говорит, что диавол аки лев рыкая, ходит, иский кого поглотити [4]. Не довольно ли сего для остережения верующего? Надобно ли еще доходить по намекам до подробностей диавольского распоряжения, утверждать, что диавол «приставляет» злого духа к человеку «на всю жизнь», и, остановясь на сем, дать слышащему сие учение вопросы: Неужели этот приставник здесь теперь? Неужели святое крещение нимало не отстраняет его? Неужели и святость святых и данная им благодать не удаляют сего приставника, приставленного, как говорят, на всю жизнь? Или Предание лучше знает диавола, нежели апостол, который говорит, что к рожденному от Бога лукавый не прикасается.
Вот что пришло мне на мысль: а Вы рассуждайте, правда ли это.
Мир Вам.
Примечания:
[1] Замечания к сочинению архимандрита Алексия «Об Ангелах Хранителях», напечатанному в Прибавлении к творениям святых отцов, 1849, VIII.
[2] 2 Пет. 1, 21.
[3] Симеон Метафраст (+ 940 или 976), святой Элладской Церкви. По поручению императора собрал и пересказал древние жития святых, дополнив их от себя для «красоты и силы» речи и устранив из них все, что, на его взгляд, было ошибками и могло вызвать у читателя «насмешки и даже презрение». Кирилл, епископ Туровский, выдающийся церковный писатель XII в. Память 28 апреля/11 мая. - Прим. сост.
[4] 1 Пет. 5, 8. [15] 1 Ин. 5, 18.
Архиепископу Евлампию
8 сентября 1834 года. Вы говорите: собор за две версты от архиерейского дома. А у меня за четыре. Не прикажете ли Москву перестроить? Если не прикажете, то и местное неудобство Екатеринославля терпеть можно. Если построите собор ближе к архиерейскому дому, но он далее будет от многолюдства города и менее будет посещаем, будет ли лучше. Думаю, нет.
4 мая 1837 года. Если в пребывание гостя случится воскресный день и государь наследник у Вас пожелает слушать Божественную литургию, обратите внимание на то, чтобы богослужение продолжалось не слишком долго для путешественника, бережно расчисляющего время. Не помню, сказал ли я Вам слышанное мною, будто вообще служение Ваше слишком продолжительно: я не проповедник поспешности, однако надо и снисхождение к немощным, чтобы их внимание и усердие не было короче службы....
Tags: свт. Филарет
Subscribe

  • Венский танец

    Собор Святого Стефана в Вене давно считается символом Австрии и символом города Вены. Это кафедральный собор венского архиепископа — примаса…

  • Двунадесять языков, четырнадцать держав

    По вечерам мы теперь читаем мемуары об Александре I. Я часто чувствую, как при этом чтении кровь мне бросается в лицо. От царствования Александра I…

  • ЭКО сделает сказки былью

    Если зайдем на сайт Межсоборного присутствия - поинтересоваться, нет ли каких "новых инициатив", - то увидим, что продолжается обсуждение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments