bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

"Умозрение" без прикрас

Иконописание в слободе Мстере в середине XIX века
(Из книги "Богоявленская Слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография." Составил член сотрудник Императорских: Русского Географического и Вольного Экономического Обществ, и действительный член губернского Статистического комитета И. Голышев.  Владимир. В губернской типографии. 1865 г..)
<....> С давнего и в настоящее время иконописное мастерство составляет отрасль одного из наиболее господствующих распространенных промыслов; иконописью занимается крестьян большая часть, что видно из показанных мною выше цифр (449 домохозяев) в сравнении с другими ремеслами весьма значительно, иконников всех более половины жителей, чеканщики и сусальщики также по ремеслу в связи с иконописью, те и другие произведения свои употребляют на иконы, чеканка производится частью на самых иконах, и на меди (латуни) также на фольге разных цветов (Фольга покупается в Москве и на Нижегородской ярмарке, цвета имеет, малиновый, голубой, желтый, зеленый, оранжевый и белый.), медные ризы на иконы серебрятся и накладываются на образа; часто чеканятся только одни оклады, которыми украшают иконы; сусальщики куют серебро и продают иконникам; отсюда сусальное серебро продается иконописцам в слободу Холуй (... Холуйские жители почти исключительно все занимаются иконописью.).
Иконописным мастерством крестьяне занимаются круглый год; производительность идет через посредство офеней; офени приезжают в слободу не только в базарные но и будничные дни, особенно в осеннее время, когда отправляются в дорогу для торговой промышленности, и разбирают иконы целыми возами, и развозят их по всей Российской Империи «а где не побывает офеня»? Иконы продают офеням частью на деньги, а более в кредит на честное обязательство; а потом меняют им же на другие товары, на мед, пшено, холст, полотно, грибы, на лошадей, телеги и проч.
Иконопись производится всеми возрастами: мальчики с малолетнего возраста с 8 и 9 лет начинают писать иконы, которые только что могли в училище или у какого-нибудь причетника выучить азбуку или прочитать псалтирь, и иногда написать что-нибудь пером из прописи, поступают в иконописное заведение, и определяются сначала в ученики, по взаимному согласию их родителей и хозяина, к которому мальчик определяется, на 5 или на 7 лет. В течении этого срока ученик не получает ни копейки денег, только может зарабатывать заурочные, для этого он берет у хозяина на урок сколько нужно сработать икон в неделю, таким образом просиживают целые ночи и выгоняет себе один или два дня за которые уже получает деньги по цене производимой работы. После срока ученья он получает жалование на 1-й год от 15 до 25 руб. серебр., а потом жалованье это возрастает с каждым годом искусством и главное скоростью работы, или он уже нанимается по сдельно по положенным ценам в заведениях; теперь за иконником лежит обязанность семейной жизни, по наступлении совершеннолетия, он имеет помощницу жену, и прокармливает своим трудом семейство  оплачивает повинности с вечной и неразлучной своей спутницей кистью, которую он бросает только тогда, когда разлучится с жизнью, или нездоровье отбросит ее из рук его.
Всегда почти иконники разделяются на две стороны: один мастер личник, а другой доличник; редко можно встретить чтобы один мастер написал всю икону, а всегда более раздельно один мастер пишет только лица, а другой одно платье. Иконники к сожалению плохо обучаются в рисовании, а в сл. Мстере рисованию учеников почти не учат вовсе, а как только поступает мальчик, то дают ему писать икону Св. Евангелиста Иоанна Богослова, которую он повторяет несколько раз, до тех пор когда привыкнет рука водить по чертам рисунка, а месяцев через 5 он уже делается мастером и пишет иконы на продажу. Для руководств в иконописи, у иконников существуют с давнего времени рукописные подлинники, в которых описываются изображения святых и праздников и проч. ... (Подлинный рукописный 1658 года доставлен мною в Императорское Русское Географическое Общество.) <....>
Иконописание производится следующим образом - берется доска (доски у иконников называются деревами, которые более еловые, сосновые, ольховые и частью на заказные работы употребляются липовые и кипарисные, дерева  привозятся в большем количестве и особенно зимой и в великом посте привоз бывает по 20 возов вдруг и более, в каждом возу укладывается от 300 до 600 досок, которые привозятся из Вятской губернии, и
из сел Ландеха и Пестяков Владимирской губернии Гороховецкого уезда, и кроме того работаются в самой слободе) грунтуется алебастром, на грунтовку накладывают рисунок, изображение икон на бумаге проколотой иглою, рисунки у иконников существуют с давнего времени, и большей частью копировка с древних и других икон, копировку делают так: по иконе обводят сажей разведенной на сусле (Сусло первоначальное приготовление к домашней браге, на котором краска не скоро засыхает, и легко отпечатывается на бумаге.), или просто чернилами, накладывают сырой лист бумаги и плотно прижимают, от чего делается отпечаток, по отпечатку прокалывают иглою сразу листов по 6 и 12-ти так что выходит 12 рисунков вдруг, по рисунку бьют мешочком с толченным углем, черная пыль проходит сквозь игольные скважины, оставляет отпечаток изображения, таким образом каждый иконник заготовляет для себя досок сколько ему нужно на неделю, их заготовляет каждый мастер десятками или сотнями. По отпечатку из черной пыли проводят графьей (иглою вставленную в деревянную ручку), от иглы на грунте делается небольшое углубление, чтобы рисунок не пропадал под первыми наложенными красками и виден был до последних красок потом иконы переходят в руки учеников или этот же мастер накладывает сусальное серебро или золото (Золото накладывается только на заказные иконы, а в продажу всегда употребляется сусальное серебро, и покрывается крушиной, а иногда масляным лаком, от чего серебро принимает желтый цвет и заменяет золото.). После сего пишется доличное (платье) , по окончании доличного переходят к другому мастеру писать лица, который уже доканчивает икону, а после всего иконы покрываются олифой. <....>
Сведения эти об иконах простого письма, а хорошей работы икона проходит через руки мастеров более 100 раз; иконы разделяются на несколько категорий иконописи, здесь указываются которые более работаются, и составляют торговую промышленность как в продаже так и производительности икон.
Иконы полномерные.
Величина икон 11 вершков длиною и шириною 9 вершк., цена в продаже гуртом за 100 икон от 25 до 30 руб. сер.
Мало-мерок.
Величина икон; дл. 8 ½ , ширин. 7 вер., цена за 100 икон от 15-ти до 20 рублей серебром.
Десятерик.
Велич. икон дл. 7, шир. 5 ½ верш., цена за 100 икон от 7 до 10 руб. сер.
Девятерик.
Велич. икон дл. 6, шир. 5 верш, цена за 100 икон от 4 до 5 руб. сер.
Осмерик.
Велич. икон дл. 5 ½ , шир. 4 ½ вер., цена за 100 икон от 3 до 4 руб. сер.
Листоутки.
Образа меньшей меры: от 1-го, 2-х, 3-х и 4-х вершков; цена разная, сообразно величине от 1 руб. до 3 за 100 икон.
Названия сортов произошли от прежнего времени: полномерными назывались иконы полной меры в длину 3 четверти аршина т. е. 12 вершков; маломерок, меньшей меры, длиною 11 верш., десятерик 10 верш., девятерик 9 верш., осмерик 8 верш.; но в настоящее время дешевизна икон вынудила иконников переменить как величину икон, так и самое искусство, и сохранилось только одно прежнее название; полномерные теперь вместо 12 вершк. длиною 11, маломерок вместо 11 вершк. 8 ½ вершк., десятерик вместо 10 вер. 7, девятерик вместо 9 верш. 6, осмерик вместо 8 верш. 5 ½ и проч.
Сорта икон также разделяются на несколько отделов.
Иконы живописные.
Живописными называются образа, писанные светлыми красками разных цветов по фону светлых же красок с облаками и воздухом, но без серебра и имеют вид похожий на живописную работу.
Иконы цветные.
Цветные образа написанные разными красками, по серебрянному фону, рисунок икон похожий на греческую работу.
Иконы цветные чеканные.
Образа из отдела цветных, но на них делается украшение вглубь чеканной работы, на венцах, полях и частью на платье.
Иконы подстаринные.
Образа, писанные темными красками с темноватыми лицами, и на темпом фоне, имеют как бы старый вид.
Иконы красные.
Образа, писанные немногими красками, а более всего дешевым баканом и суриком, от красного цвета произошло и самое название красными.
Цена этих отделов икон от вышепоказанных не изменяется.
Иконы подризные.
Образа разной величины, писанные только одни лица и руки, а на остальное накладывается медная серебряная риза, так что вся икона закрывается ризой, цена за 100 икон десятерик от 40 до 50 руб. серебр.
Цена разная сообразно с величиною икон.
Иконы подуборные.
Образа подстаринного письма, обложенные кругом по краям окладом, т. е. широким бордюром, и накладываются венцы, оклад и венцы вычеканенные из меди золотятся или серебрятся, цена за 100 икон десятерику от 10 до 13 руб. серебр.; цена разная, сообразно с величиною икон.
Иконы подфолежные.
Образа разных размеров в деревянных, окрашенных красной краской, киотах за стеклами, убранные ризами из разноцветной фольги (латуни), с колонками арабесками и друг. украшениями, на этих иконах только пишутся лица, руки и ноги, а остальное все закрывается фольговой ризой, цена за 100 икон десятерик от 25 до 30 руб. сер.; цена разная, сообразно с величиной икон.
Общее название иконам.
У иконников и офень существуют и свои особые названия иконам, по этим названиям офени наперед сторговываются с иконниками, и потом уже выбирают из партии потребное количество образов.
Одиночка или розница.
Называются вообще все образа, на которых изображено одно или два лица, иконы с крупными фигурами, Божия Матери, Святителей, Мучеников, Мучениц и проч.
Людница.
Образа, нa которых изображено несколько лиц и фигур, Господские Праздники и проч.
В четвертях.
Образа, разделенные крестообразно клетками на четыре части, в которых изображаются иконы Божией Матери и проч. Святых.
Трерядница.
Образа разделенные на три ряда, в которых изображаются разные Св. Угодники.
Кроме общих названий, некоторые образа имеют свое особое название: Воскресение Христово с 12-ю Господскими праздниками называется полница, Иисус Христос сидящий на престоле, называется седница; Никола зимний, Николай Чудотворец в Архиерейской митре, Никола летний, без митры, Никола главной, изображение угодника только до плеч и проч.
Образа живописные, красные подфолежные более расходятся в Малороссии, образа подстаринные и подуборные более на Дону, остальные отделы и сорта по всем местностям России.
Смотря по дешевизне ценности образов видно что иконоторговцы и иконописцы пользуются только от большего сбыта и скорости работы, икон сбывается в год огромное количество, как иконники говорят не счетом, а возами; дешевизна икон, а главное скорость работы довольно замечательна и оригинальна, иконники не заботятся где у них краска перешла за контур или не дошла все равно лишь бы кипело в руках дело, от чего иконники и получили название в народе «богомазы».
Старинная иконопись.
Старинная иконопись довольно замечательна; этой работой в сравнении с обыкновенной иконописью (Иконопись производится во Владимир губ. кроме сл. Мстеры в селах Палехе и Холуе Вязников. уезда, в селе Палехе более отчетливой работы и хорошего искусства, а старинной иконописью занимаются исключительно в сл. Мстере.) занимаются не многие, мастера этой иконописи называются старинщиками, которые вполне изучили это искусство, иконопись старинная производится не в большом количестве, и старинщики зарабатывают большие деньги, мастерство со всеми их усовершенствованиями и химическими материалами содержится от других в некоторой тайне, в подделке икон.
Контрафакцией этой занимаются более из раскольников, староверов, которые сбывают свои произведения за большие деньги в Москву, Нижегородскую ярмарку и другие места тоже раскольникам, или перепродают друг другу.
Старинщики производят иконопись вновь, поправляют древние поврежденные от времени иконы, что называют они починкой; скупают древние иконы по всем местностям, а более у офень, которые привозят древние вещи и иконы из разных мест России, древние иконы старинщики перепродают в Москву и другие места, ценность икон у них доходит до больших цифр, до 1000 руб. и более, иконы подделанные у них очень усовершенствованы, а также и починка древних икон, древние иконы скоробленные или вовсе поврежденные, исправляются старинщиками в том же виде как и были прежде, и на оборот на новонаписанной иконе подделывают старый вид, трещины, места отставшие от грунта, скоробленные доски так что трудно узнать, что икона новонаписанная и буквально относится к древнему времени, кроме образов старинщики торгуют разными древними вещами и книгами, старинщики называются офенями подфурники.
Иконописцы разделяются на пять категорий, фабриканты, работники — хозяева, работники по найму, и ученики, работники — промышленники, старинщики. Фабриканты имеют у себя работников до 20 и более человек, работники — хозяева работают у себя с семейством дома и продают иконы офеням непосредственно сами, работники и ученики, работают по найму, или сдельно на хозяев; промышленники отправляются в разные местности, набирают заказы, и работают в той местности, где берут заказы и исполняют их, старинщики занимаются древним иконописьмом, и починкой поврежденных древних икон, а также и торговлей древними образами и вещами.
---
Кроме тех промышленников, которые сами иконописцы, есть много офеней, они только разъезжают по разным местностям, набирают заказы на иконы, и доставляют эти заказные работы в иконописные заведения для исполнения работ, потом развозят, набирают вновь и т. д., получают они за это половину суммы, за какую была взята написать икону, т. е. 50 коп. с рубля.
Еще раз заметим, что иконописцы плохо обучаются в рисовании, а главное и в грамотности, много есть иконников вовсе не грамотных; но они подписывают иконы только с вида, т. е. с оригинала (От чего очень часто встречаются надписи на иконах с грубыми погрешностями.) и к сожалению родители мало обращают своего внимания на образование детей; приятно взойти в мастерскую иконников и взглянуть на трудолюбие их, особенно в зимний вечер посмотреть трудящихся иконников; как взойдете в комнату сначала поражает пирамида дерев (досок для икон) и неоконченных образов, можно подумать, что это приготовлено на несколько месяцев, а между тем дня чрез 3 они будут готовы, потом сильный запах лекваса (грунтовки досок) и посредине комнаты за столиком сидит трудящаяся семья иконников до 6 человек, за столом за одной осьмериковой свечкой, посредине их спущены от потолка на веревочках к самой свечке, как они называют глобусы, круглые белого стекла с налитой водой бутылки, от свечки сквозь воду проницает самый сильный свет на то место иконы где пишут, таких бутылок столько, сколько работников, в центре бутылок горит свечка, в противоположных сторонах также работает другая трудящаяся компания, на столах лежат все их принадлежности: краски, разведенные в деревянных без ручек ложках, кисти, горшочек с водой, для промывания кистей, яичные скорлупы, в которых хранится материя из яйца для разведения красок, потом деревянные циркули и кисти, — вот все принадлежности мастерской иконников.
Tags: иконы, история
Subscribe

  • День пограничника

    В воскресенье 25 июля, по окончании Литургии в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Б.Ордынка), игумен Филарет…

  • Для Африканды сойдет?

    На днях поразили воображение цифры, прозвучавшие в проповеди митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана (Баданина), сказанной им 17.07.2021…

  • Наместник Соловецкого монастыря о помидоре и человеке

    Намедни наместник Соловецкого монастыря епископ Порфирий (Шутов) обнародовал богословское открытие: «Совершенно официальная информация: вакцина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments