bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Categories:

О "Константиновом даре" и белом клобуке

Красивая шапка, красно-желтый зонтик и полцарства в придачу - таков был щедрый подарок Константина Великого папе Сильвестру за исцеление его от проказы согласно грамоте, именуемой  "Константинов дар", в которой император объявлял, что передаёт папе власть над Церковью и всей западной частью Римской империи, а сам удаляется в Византий.
Шапка символизировала  духовную власть, а красно-желтый зонтик - власть светскую и имущественную.
Грамота эта, известная со середины VIII века,  служила обоснованием притязаний пап на верховенство как в Церкви, так и над мирскими властями средневекового Запада.
В Восточной Церкви грамота понималась расширительно - исходя из того, что Вселенские соборы (Константинопольский 381 г. и Халкидонский 451 г.)  уравняли константинопольского патриарха с римским епископом по преимуществам чести,  дарственный акт Константина истолкован был Вальсамоном в том смысле, что прерогативы, дарованные Константином римскому папе, принадлежат и константинопольскому патриарху и вообще всем патриархам, имеющим апостольское преемство.


Исцелённый Константин, обнажив голову и приклонив колени, подносит  свои дары сидящему на троне Сильвестру .  Фреска XIII века из капеллы Сан-Сильвестро римского монастыря Санти-Куаттро-Коронати.

Форма, цвет и название шапки со временем менялись, форма зонтика тоже, но не принципиально, -  он и сейчас фигурирует на гербе главного кардинала (кардинала-камерленго), как бы заместителя папы по административно-имущественным вопросам и местоблюстителя престола в период между смертью одного папы и выбором другого:


Герб кардинала-камерленго (в щите помещается
личный герб кардинала, на ленте - его девиз)


Подложность грамоты  доказал итальянский родоначальник историко-филологической критики Лоренцо Валла в сочинении "О подложности Константинова дара"  (1440), опубликованном в 1517 году. Но это разоблачение не повлияло на уверенность в подлинности грамоты ни на Западе, ни на Востоке вплоть до XVIII - XIX веков.
Например, в Стоглаве 60-я глава представляет собой отрывок из "Константинова дара" и занимает  ведущее место по широте прав, предоставляемых церкви, хотя зонтик из Константинова дара в Православную церковь не перешел.

Зато к нам перешла шапка в виде белого клобука -  легенда о "Константиновом даре" послужила  основой для "Повести о белом новгородском клобуке" Димитрия  Толмача. Согласно этой "Повести", белый клобук, якобы, был сделан самим Константином Великим и возложен им на голову Римского папы Сильвестра  по повелению явившихся ему во сне апостолов Петра и Павла, как символ духовной власти, равный царскому венцу. Константин  оставил папу править всеми римскими владениями, а сам отправился в Византий.
С отпадением Рима от православия было повелено папе свыше отправить белый клобук в Константинополь, что он и сделал.  Во время подобно явился константинопольскому патриарху  «юноша светлый» и велел переслать клобук в Великий Новгород: «Тамо бо ныне воистину славима есть Христова вера». «Ветхий бо Рим отпаде славы и от веры Христовы гордостию и своею волею, — пояснил ангел, — в новом же Риме, еже есть в Коньстянтинеграде, насилием агарянским такоже християнская вера погибнет; на третием же Риме, еже есть на русской земли, благодать святаго духа возсия». Патриарх отправил белый клобук вместе с посланием новгородскому архиепископу Василию Калике (+1352) в Новгород. Василий был извещен свыше о предстоящем прибытии клобука, устроил пышную встречу у городских ворот и торжественное богослужение в Софийском соборе при большом стечении народа. С тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».


Акварель Ф.Солнцева из альбома "Одежды Русского государства".
Клобук, присланный свт. Филофеем Коккиносом из Константинополя (предположительно).


Если судить по перемещениям белого клобука, то "Третий Рим" - это Великий Новгород, а не Москва.
Право московского митрополита, а затем патриарха, носить белый клобук установилось только в  XVI веке, после окончательного поражения Новгорода в череде войн с Москвой.  Вот и выходит, что Москва -  это уже "Четвертый Рим".
Примечательна  безоговорочная уверенность участников Большого Московского Собора 1666-1667 годов в исторической достоверности "Повести о  белом клобуке", выразившаяся в запрете изображать на иконах в белых клобуках митрополитов Московских Петра, Алексея, Иону:
"... ложно пишут иконописцы святаго чюдотворца Петра, Алексия и Иону  в белом клобуке (якоже и прочая), мы же не белаго клобука порицаем, но точию зане чюдотворцы Петр, Алексий и Иона, и Киприан, и Фотий и прочии до Геннадия, архиепископа новгородского не носили белых клобуков, а иконописцы ложно сие пишут якоже и ина многа ко прелести невеждам...." (из правила 47 БМС).


Правило 47  Большого Московского Собора, раздел "Об иконографии".

Но, кажется, на этот запрет никто не прореагировал - свт. Петра и Алексия как писали, так и пишут в белых клобуках,  Иону, правда, пишут в шапке (митре),  в соответствии с иконописными подлинниками:  «Святители Московские Петр и Алексий - один с благословляющею десницею, другой с молитвенною; оба - старцы с книгами, в саккосах, омофорах и белых клобуках...» (http://www.pravenc.ru/text/81755.html). Иона «сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке и во амфоре и сакосе, в руке Евангелие. » (http://www.pravenc.ru/text/578250.html )


Святители   Московские Петр, Алексий, Иона, с прп. Сергием Радонежским
и царевичем Димитрием Угличским.  Икона XVII века, ГИМ
.

Сейчас белый клобук (с золотыми херувимами), -  атрибут Патриарха Московского и Всея Руси,  унаследованный от Константинова дара,  символ его духовной власти,
Конечно, Константинопольский патриарх Варфоломей может попытаться, как он это сделал с грамотами 1686 года, отменить решение свого далекого предшественника прп. патриарха Филофея Коккиноса (ок.1300 - 1379) о передаче на Русь, Великому Новгороду, белого Константинова клобука.
Но этот номер у него не пройдет: уж что-что, а белый клобук мы ему не отдадим...
Tags: Церковь, альбомчик, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments