"– Мы сейчас только и хотим постоянно что-то возрождать – какую-то древнюю Русь, какую-то Византию. Задача любого иконописца, художника, христианина – не жить все время с головой, повернутой назад – это противоестественное состояние, от этого ломаются шейные позвонки, человек просто умирает. Но мы живем именно в таком состоянии, причем очень давно." - сказал известный иконописец Александр Солдатов, старший преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии, в интервью 12 декабря 2018 г. на портале правмир (https://www.pravmir.ru/myi-postoyanno-chto-to-vozrozhdaem-kakuyu-to-svyatuyu-rus-kakuyu-to-vizantiyu/).
И добавил: "Все наши попытки копировать XV век смехотворны, потому мы к искусству никак не возвращаемся."
То есть, надо смотреть не назад, а вперед, и творчески продвигаться куда-то - к чему-то новому, надо полагать, - причем, мастер показал на конкретном примере, куда именно:
То есть, надо смотреть не назад, а вперед, и творчески продвигаться куда-то - к чему-то новому, надо полагать, - причем, мастер показал на конкретном примере, куда именно:
"Актуальна мне тема плача и рыдания, в этом храме (в Беслане)? Нет. Храм посвящен Воскресению Христову, и мне нужно было каким-то образом раскрывать тему пасхальной радости, преодоления смерти. Дальше у меня нарисовалась некая гамма цветовая, основанная на бордовом (как раз в чем меня в ереси обвиняли). Этот бордовый пурпур – царственный цвет, цвет крови, в каком-то смысле цвет Христа, цвет радости."

Позвольте, но что же на этой иконе такого уж нового, кроме хорошо забытого старого?

Позвольте, но что же на этой иконе такого уж нового, кроме хорошо забытого старого?
Длинный коловий, бордово-пурпурный цвет (хотя на фото иконы А. Солдатова мне он видится красным) - не новость, нет.

Распятие Христа, икона IX века, монастырь св. Екатерины, Синай, Египет.
Цвет коловия на этой иконе много богаче, рука Христова мужественнее, чем на ремейке.
Главное отличие состоит в том, что здесь у Христа лицо страдальческое, а у Александра Солдатова - нет, но это его сознательная концепция. Если кто-то усмотрел у него некое догматическое несообразие, то оно не в цвете, а в отсутствии на его иконе крестных мук, страстей Господних - "...и страдавша и погребенна..". Он мотивирует это радостью Воскресения, но ведь Воскресение не на Кресте произошло.
Что касается длинного коловия, то его можно видеть и на других древних изображениях:

Миниатюра из Евангелия Рабулы (Раввулы), сирийского манускрипта 586 года.

Распятие. Фрагмент иконы-реликвария из Санкта Санкторум (Ватикан), ок. 600 г.
Как видим, Александр Солдатов, вопреки собственному беспокойству о сохранности о шейных позвонков, сильно повернул голову назад, но не в надоевший ему XV век, а гораздо дальше - в века IX и VI, и территориально южнее греков.
В решении иконописца изобразить Христа в целомудренном коловии, а не обнаженным, ничего особо смутительного, на мой взгляд, нет. Разве что при пении в храме "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" у паствы появятся вопросы, но, думается, священник найдет какое-нибудь непротиворечивое объяснение.
Что касается глаз Спасителя - открыты они или закрыты, - то это зависит от изображаемого момента. Ведь пока Он был жив и страдал, глаза его не были закрыты: Он смотрел на Мать, на ученика, на разбойников, на солдат..., а после слова "Свершилось!" глаза Его закрылись и страдания кончились. Кто сказал, что художник не вправе изображать Христа на кресте с открытыми глазами?
Несколько удивляет, что Александр Солдатов опубликовал незаконченную работу, - как известно, "пол-работы дуракам не показывают", но, видимо, он нас не счел дураками, спасибо. Несомненно, впоследствии на иконе появятся и гвозди, и копья, и все, что полагается... Помощи Божией ему в благих делах!
Несколько удивляет, что Александр Солдатов опубликовал незаконченную работу, - как известно, "пол-работы дуракам не показывают", но, видимо, он нас не счел дураками, спасибо. Несомненно, впоследствии на иконе появятся и гвозди, и копья, и все, что полагается... Помощи Божией ему в благих делах!