bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Вперед, иконописцы, - к раннему христианству!

"– Мы сейчас только и хотим постоянно что-то возрождать – какую-то древнюю Русь, какую-то Византию. Задача любого иконописца, художника, христианина – не жить все время с головой, повернутой назад – это противоестественное состояние, от этого ломаются шейные позвонки, человек просто умирает. Но мы живем именно в таком состоянии, причем очень давно." - сказал  известный иконописец Александр Солдатов, старший преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии, в интервью 12 декабря 2018 г. на портале правмир (https://www.pravmir.ru/myi-postoyanno-chto-to-vozrozhdaem-kakuyu-to-svyatuyu-rus-kakuyu-to-vizantiyu/).
И добавил: "Все наши попытки копировать XV век смехотворны, потому мы к искусству никак не возвращаемся."
То есть, надо смотреть не назад, а вперед, и творчески продвигаться куда-то - к чему-то новому,  надо полагать, -  причем, мастер показал на конкретном примере, куда именно:
"Актуальна мне тема плача и рыдания, в этом храме (в Беслане)? Нет. Храм посвящен Воскресению Христову, и мне нужно было каким-то образом раскрывать тему пасхальной радости, преодоления смерти. Дальше у меня нарисовалась некая гамма цветовая, основанная на бордовом (как раз в чем меня в ереси обвиняли). Этот бордовый пурпур – царственный цвет, цвет крови, в каком-то смысле цвет Христа, цвет радости."



Позвольте, но что же на этой иконе такого  уж нового, кроме хорошо забытого старого?
Длинный коловий, бордово-пурпурный цвет (хотя на фото иконы А. Солдатова мне он видится красным)  - не новость, нет.


Распятие Христа, икона IX века, монастырь св. Екатерины, Синай, Египет.

Цвет коловия на этой иконе много богаче, рука Христова мужественнее, чем на ремейке.
Главное отличие состоит в том, что здесь у Христа лицо страдальческое, а у Александра Солдатова - нет, но это его сознательная концепция. Если кто-то усмотрел у него некое догматическое несообразие, то оно не в цвете, а в отсутствии на его иконе крестных мук, страстей Господних - "...и страдавша и погребенна..". Он мотивирует это радостью Воскресения, но ведь Воскресение не на Кресте произошло.
Что касается длинного коловия, то его можно видеть и на других древних изображениях:


Миниатюра из Евангелия Рабулы (Раввулы), сирийского манускрипта 586 года.


Распятие. Фрагмент иконы-реликвария из Санкта Санкторум (Ватикан), ок. 600 г.

Как видим,  Александр Солдатов, вопреки собственному беспокойству о сохранности о шейных позвонков, сильно повернул голову назад, но не в надоевший ему XV век, а гораздо дальше - в века IX и  VI, и территориально южнее  греков.
В решении  иконописца  изобразить Христа в целомудренном коловии, а не обнаженным, ничего особо смутительного, на мой взгляд, нет. Разве что при пении в храме "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий" у паствы появятся вопросы, но, думается, священник найдет какое-нибудь непротиворечивое объяснение.
Что касается глаз Спасителя - открыты они или закрыты, - то это зависит от изображаемого момента. Ведь пока Он был жив и страдал, глаза его не были закрыты: Он смотрел на Мать, на ученика, на разбойников, на солдат..., а после слова "Свершилось!" глаза Его закрылись и страдания кончились. Кто сказал, что художник не вправе изображать Христа на кресте с открытыми глазами?
Несколько удивляет, что Александр Солдатов опубликовал незаконченную работу, - как известно, "пол-работы дуракам не показывают", но, видимо, он нас не счел дураками, спасибо. Несомненно, впоследствии на иконе появятся и гвозди, и копья, и все, что полагается...  Помощи Божией ему в благих делах!

Tags: иконы
Subscribe

  • О начале российского парламентаризма

    К церемонии открытия I Государственной думы Российской империи готовились очень тщательно, были продуманы все детали, вплоть до туалетов дам.…

  • Древнеримский детектив

    Ромул, основатель Рима, исчез в ноны июля (или, по-старинному, квинтилия), и о его кончине не существует никаких надежных, всеми признанных за…

  • На дальнем пограничье

    Город Благовещенск — расположен на левом берегу Амура, на границе с Китаем. Генерал-губернатор Сибири Н.Н. Муравьёв (Муравьев-Амурский) и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment