bona_mente (bona_mente) wrote,
bona_mente
bona_mente

Category:

Человек рожден для .... ?

«Человек рожден для счастья, как птица для полета»
Этот, ставший впоследствии популярным, афоризм - парадокс - пишет ногой безрукий от рождения человек ("феномен") в рассказе Короленко “Парадокс” (1894). В сущности, этими словами инвалид "феномен" возражает против утверждения одного из благополучных друзей Иова о том, что человек рождается для страдания.
Иов. 5:7 
Ц-сл. - но человѣ́къ ражда́ется на тру́дъ, птенцы́ же су́повы высо́ко паря́тъ. (птенцы суповы -  птенцы коршунов).
Син. - но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
LXX  - ἀλλὰ ἄνθρωπος γεννᾶται κόπῳ νεοσσοὶ δὲ γυπὸς τὰ ὑψηλὰ πέτονται - но человек рождается страдать, птенцы коршуна высоко парят.
Вульгата - Homo nascitur ad laborem, et avis ad volatum - Человек рожден трудиться, а птица летать.
NKJV       - Yet man is born to trouble, As the sparks fly upward. - Но человек рожден для беды, как искры летят вверх.
РБО 2011 - это человек рожден для горя и, как огненная искра, ввысь взлетает.
Но вспомним, что Господь Бог не одобрил друзей Иова, может быть, не одобрил и эти слова тоже?
Из различных толкований этого стиха наиболее вразумительным мне кажется следующее:
Иов. 5:6-7 Не имать бо от земли изыти труд, ни от гор прозябнути болезнь: но человек раждается на труд, птенцы же суповы высоко парят
"Во всей своей речи он (Элифаз, друг Иова, - b_m) называет тяготы злом: нищета, болезнь, бесславие, бесчестие <…>. Он говорит: «людям, наделенным жизнью, свойственно впадать в бедствия». Но это слово может быть и утешительным, как обычно говорят многим, что «ты пострадал по свойству человеческой природы, ибо мы обречены жить в скорби». И само наше рождение совершается в скорби и мучении, поскольку и рождающие подвергаются множеству страданий, и рождающиеся живут в муках. И если ты можешь вставить сюда и слово о слепом от рождения, исследуй и его. Ибо о том сказано: Спросили у Иисуса ученики Его: он ли согрешил или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2). А слова: птенцы коршунов летят вверх - означают, что бедствия не затрагивают лишенных жизни. А слова: «птенцы коршунов летают в высоте» - он говорит вместо слов: «они не претерпевают страданий» (ибо не живут в пороке). Под этим он подразумевает, что бездушные и бессловесные (ибо очевидно, что под «птенцами коршунов» он имеет в виду бессловесных тварей) не приемлют воздаяния, а человек становится жертвой своих грехов."
Дидим Слепец. Комментарии на Книгу Иова.
http://bible.optina.ru/old:iov:05:06
Но в этом проникновенном толковании есть противоречие: Дидим вспоминает о слепорожденном, о котором Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. (Ин.9:3), и, несмотря на  ответ Иисуса, почему-то приходит к выводу, что "человек становится жертвой своих грехов".
В общем, ясности с ответом на поставленный вопрос нет.
Человек рожден для Царствия Небесного - прекрасный оптимистичный новозаветный ответ.
Но Апостол возвращает размечтавшегося об этом человека на землю: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? (1Кор.9:24).
Остальным - не добежавшим до финиша - остаются слова Элифаза о страдании и....  теодицея.
Tags: толкование Писания
Subscribe

  • Необычный экзаменатор

    Из записок епископа Никодима (Казанцева) "О Филарете, митрополите Московском, моя память" Почти каждый год Филарет приезжал в Лавру в…

  • Как два великих Филарета были изгнаны из Синода

    "В начале 1842 года одним монахом донесено было Митрополитам: Санкт-Петербургскому Серафиму, Московскому Филарету и Киевскому - Филарету же,…

  • И был глубокий эконом...

    В дополнение ко всем своим многим достоинствам, святитель Филарет (Дроздов) был ещё и очень практичным трезвомыслящим человеком, умел воспользоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments