Ближайшим поводом, в частности, послужило сказанное в томосе СЦУ: «Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели» - будто бы "другие Патриархи и Предстоятели" и в самом деле признают своей главой Вселенский Престол.
Нет, не изумляют. Тот, кто знаком с церковной историей (кроме, видимо, о. Георгия) знает, что в Грамоте об утверждении Московского патриархата 1590 года написано следующее:
Царь Феодор Иоаннович с советниками и епископат тогда желали, чтобы Московский патриарший престол занял не пятое, а третье место в диптихе, после К-польского и Александрийского патриархов, и пытались бороться за это (неудачно). А вот против формулы "главой и начальником держать и почитать престол Константинопольский, как и иные патриархи" - нисколько не возражали ни тогда, ни потом. Теоретически она силы не утратила.
Варфоломей вполне способен отменить грамоту 1590 года (под предлогом непослушания Московского патриархата его воле) и объявить Россию в границах Московского царства своей митрополией без права на епархии и приходы за пределами этих границ. Невероятно? Да нет в этом ничего невероятного при крепкой поддержке извне, которую Вафоломей несомненно имеет, судя по его напору.
Конечно, никакого практического значения для Церкви внутри России это иметь не будет, но вот зарубежным епархиям, относящимся к РПЦ МП, может доставить большие неприятности, особенно - в недружественно настроенных странах (а их немало).
Полной убежденности нет после истории с Украиной.
Ведь идея отменить грамоты 1686 года родилась на Фанаре не спонтанно - еще летом 2016 года, в преддверии Критского Собора, Верховная рада Украины приняла обращение к патриарху Варфоломею с просьбой «признать недействительным акт 1686 года».
Больше 2-х лет было у Патриарха и ОВЦС МП, чтобы остановить Варфоломея, но они с задачей не справились (да так ли уж и старались? - в августе успокаивали: "всё хорошо, встреча была братской").
С подобной "дипломатией" можно - увы! - ожидать чего угодно.
Особенно, если нет единства мнений среди Поместных Церквей.